Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:38, курсовая работа
В теории государства и права до сих пор нет единого понимания источника права, а также существует проблема соотношения понятий "источник права" и "форма права".
Введение...................................................................................................................2
Глава 1 Понятие источника права..........................................................................4
Глава 2 Виды источников права
1. Правовой обычай...........................................................................................7
2. Правовой прецедент......................................................................................9
3. Международное право................................................................................13
4. Нормативно-правовой акт..........................................................................16
5. Нормативный договор................................................................................18
Глава 3 Правовая доктрина, как источник права...............................................20
Заключение.............................................................................................................25
Список используемой литературы
Этот
источник права широко используется
в англосаксонской системе
Судебный прецедент - источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.
Условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т.е. судебных отчетов. Об их важности свидетельствует тот факт, что доктрина обязательности прецедента сложилась в современном виде лишь в середине XIX века, когда запись судебных отчетов стала цельной системой.
Доктрина прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права. Если на европейском континенте судьи лишь применяют правовые нормы, то в условиях прецедентного, или общего, права вынося решения или приговор, они одновременно объявляют или создают право, т.е. выступают в роли законодателей. Альтернатива - "объявляют или создают" - объясняется неодинаковой природой судебных прецедентов. Одни из них (деклараторные) повторяют уже существующие нормы права или дают их толкование. Другие (креативные) - восполняют пробелы законодательства и создают таким образом новую норму.7
Исследователи отмечают, что, говоря о соотношении прецедента и закона, необходимо учитывать по меньшей мере три фактора:
- утрату прецедентом со второй половины XIX в. своего верховенства в правовой системе;
-
неоднозначность "
-
надгосударственный характер
В странах общего права судебный прецедент действует лишь на определенную ограничивающую дату. Неодинакова и степень строгости в следовании правилу прецедента.
В Великобритании, например, правила прецедента раскрываются в следующих основных положениях:
-
решения, вынесенные высшей
-
решения, принятые
-
решения, принятые Высоким
В США правила прецедента не действуют так жестко. Верховный суд США и верховные суды штатов могут менять свою практику. Прецедент действует лишь в пределах судебной системы конкретного штата в силу их независимости. С определенной долей условности можно считать, что в США существует 51 система права - 50 в штатах и одна федеральная.
С
середины XX в. прецедент как источник
права стал применяться в романо-
По действующему законодательству Высший арбитражный и Верховный суды Российской Федерации в процессе рассмотрения дел наделены правом отмены ведомственных приказов. Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. был признан недействующим Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2005 г. N 34 "Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области", в части включения поселков "Соляной", "им. 19 партсъезда" в черту муниципального образования Светлоярский район Волгоградской области (приложение N 25).8
С учетом особенностей действия судебного прецедента во времени выделяются три варианта его применения:9
-
новый прецедент применяется
только к правоотношениям,
-
новый прецедент может
-
новый прецедент может
3
Международное право
Термин "международное право" возник в средние века. В основе его зарождения были авторитет и международное признание авторитета римского права, в котором содержались нормы, рассчитанные на регулирование отношений, возникающих между римскими гражданами и иностранцами, а также иностранцев между собой на территории Рима. Такое право называлось "jus gentium" - право народов. Позже это понятие трансформировалось в "jus inter gentes" - право между народами, или международное право.
Первые шаги к формированию принципов международного права государства сделали в середине XVII в. По мнению специалистов10, основные положения международной политической системы были заложены вестфальскими мирными договорами (после заключения Вестфальского мира в 1648 г.) и остаются незыблемыми (в том числе и в Российской Федерации) до настоящего времени. Основными среди них являются: "верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства; независимость в международном общении; обеспечение целостности и неприкосновенности территории".
С
середины XX столетия международное
право стало выполнять роль интегратора
в процессе формирования национальных
правовых систем. Оно создает "условия
для все более активного
Международное право формируется посредством источников двух видов: основных - резолюции Совета Безопасности ООН, международные договора, конвенции, протоколы и обычаи; вспомогательных - общепризнанные принципы права, судебные решения и доктрины.
В отношении национальных правовых систем международное право выполняет следующие основные функции:12
-
координирующую - посредством установления
общеприемлемых стандартов
-
регулирующую - посредством восприятия
государствами устанавливаемых
императивов правового
-
охранительную - посредством возможности
обращения государств за
-
обеспечительную - посредством применения
мировым сообществом комплекса
мер (политических, экономических,
правовых, военных и т.д.) по отношению
к государству, позволяющему
Кодификация международного права рассматривается как один из важнейших способов международного правотворчества, выражающийся в процессе систематизации действующих норм с целью устранения возникающих противоречий, восполнения пробелов и замены устаревших норм на новые.
Она
может быть официальной (разработка
и принятие международных договоров)
и неофициальной (разрабатывается
в частном порядке
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:13
-
установлением точного
-
изменением, а при необходимости
и переработкой устаревших
-
закреплением в согласованном
виде юридически обязательных
положений в едином
Характеризуя
международное право как один
из источников формирования права России,
необходимо отметить следующее обстоятельство.
Конституция РФ (ст. 71) и Федеральный
закон РФ "О международных договорах
Российской Федерации" право на заключение,
прекращение и приостановление
действий международных договоров
отнесли к ведению Российской
Федерации. В то же время выполнение
международных договоров, т.е. правоприменительный
процесс, относится к совместному
ведению Федерации и входящих
в ее состав субъектов. Общая правоприменительная
практика на уровне субъектов Российской
Федерации свидетельствует о
наличии случаев отклонения от положений
международных договоров.
4
Нормативный правовой
акт
Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта - "изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом".14
Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий.
Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. В принципе легитимности закона это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.