Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:07, контрольная работа
Термин «источник права» относится к числу ключевых в понятийном аппарате теории государства и права. Отражая наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания, понятие источника права приобретает характер научной правовой категории. Однако даже беглое знакомство с употреблением этого термина в общеправовой теории и тем более - в отраслевых и прикладных юридических науках убеждает, по крайней мере, в неоднозначности его понимания и употребления.
Чтобы определить различие источников права, необходимо обратиться к строению юридической нормы. В каждой норме права можно обособить содержание и повеление. Первая часть описывает то повеление, которое вменяется гражданам, вторая часть предписывает держаться этого поведения.
Введение
Содержание источников права в различных типах правовых систем
Особенности судебного и административного прецедента
Современные формы систематизации и кодификации российского законодательства
Понятие и средства юридической техники. Определение специфики языка
законов и иных нормативных актов
Нормативно-правовой акт – ведущий элемент в системе источников права
Литература:
в) административно-правовые
нормы, действуя в сфере государственного
управления, прежде всего и главным
образом предназначены для
г) административно-правовые
нормы, определяя границы должного
поведения в сфере
д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);
е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;
ж) административно-правовые
нормы достаточно часто устанавливаются
непосредственно в процессе реализации
исполнительной власти и непосредственно
ее субъектами.
Кто из нас хотя бы один раз в жизни не восклицал, узнав об очередном изменении в законодательстве: «Ну кто придумывает такие законы! Кому в голову могла прийти мысль сочинить такой акт!», совершенно не задумываясь, что процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.
Систематизация
законодательства необходима, во-первых,
для дальнейшего развития законодательства.
Анализ и обработка действующих
нормативных актов, группировка
правовых предписаний по определенной
схеме, создание внутренне единой системы
актов являются необходимыми условиями
эффективности правотворческой
деятельности, способствуют ликвидации
пробелов, устарелостей и противоречий
в действующем
Во-вторых, она
обеспечивает удобства при реализации
права, возможность оперативно находить
и правильно толковать все
нужные нормы. Наконец, систематизация
является необходимой предпосылкой
целенаправленного и
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными
органами, предприятиями, фирмами
и другими учреждениями и
2) подготовка и
издание различного рода
3) подготовка и
принятие укрупненных актов на
базе объединения норм
4) подготовка
и принятие новых актов (типа
кодексов), в которые помещаются
как оправдавшие себя нормы
прежних актов, так и новые
нормативные предписания (
Теория
права различает два основных
вида систематизации: инкорпорацию
и кодификацию. Однако в
Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно- трудовой, арбитражный, два процессуальных).
На современном этапе развития общества систематизация нормативно- правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
Помимо указанной выше первичной формы, существует ещё основной вид систематизации: кодификация.
Кодификация законодательства
- это форма коренной переработки
действующих нормативных актов
в определенной сфере отношений,
способ качественного упорядочения
законодательства, обеспечения его
согласованности и
Список используемой
литературы