Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Термин «источник права» относится к числу ключевых в понятийном аппарате теории государства и права. Отражая наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания, понятие источника права приобретает характер научной правовой категории. Однако даже беглое знакомство с употреблением этого термина в общеправовой теории и тем более - в отраслевых и прикладных юридических науках убеждает, по крайней мере, в неоднозначности его понимания и употребления.
Чтобы определить различие источников права, необходимо обратиться к строению юридической нормы. В каждой норме права можно обособить содержание и повеление. Первая часть описывает то повеление, которое вменяется гражданам, вторая часть предписывает держаться этого поведения.

Содержание

Введение
Содержание источников права в различных типах правовых систем

Особенности судебного и административного прецедента

Современные формы систематизации и кодификации российского законодательства
Понятие и средства юридической техники. Определение специфики языка

законов и иных нормативных актов
Нормативно-правовой акт – ведущий элемент в системе источников права

Литература:

Работа содержит 1 файл

Контр.ист. госуд и права КАБАНОВ.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным  образом предназначены для обеспечения  эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в  жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в  общественных отношениях, возникающих  в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут  выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются  непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно  ее субъектами. 
 

    1. Современные формы систематизации и кодификации  российского законодательства

Кто из нас хотя бы один раз в жизни не восклицал, узнав об очередном изменении  в законодательстве: «Ну кто придумывает такие законы! Кому в голову могла прийти мысль сочинить такой акт!», совершенно не задумываясь, что процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Систематизация  законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих  нормативных актов, группировка  правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы  актов являются необходимыми условиями  эффективности правотворческой  деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она  обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все  нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Обычно в понятие  систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами  и другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и  издание различного рода собраний  и сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и  принятие укрупненных актов на  базе объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу  (консолидация законодательства);

  4) подготовка  и принятие новых актов (типа  кодексов), в которые помещаются  как оправдавшие себя нормы  прежних актов, так и новые  нормативные предписания (кодификация  законодательства).

   Теория  права различает два основных  вида систематизации: инкорпорацию  и кодификацию. Однако в настоящее  время используется еще одна  форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.

Систематизация  и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые  отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно- трудовой, арбитражный, два процессуальных).

На современном  этапе развития общества систематизация нормативно- правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной  выше первичной формы, существует ещё основной вид систематизации: кодификация.

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки  действующих нормативных актов  в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его  согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится  объединить и систематизировать  оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания  стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования  соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы  критически переосмыслить действующие  нормы, устранить противоречия и  несогласованности между ними 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

         Список используемой литературы 

  1. Голунский С.А. Теория государства и права. М., 1940.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года.

Информация о работе Источники права