Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами можно понять то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством» .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и виды источников (форм) права 4
1.1 Понятие формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права» 4
1.2 Виды форм права 6
2 Система нормативно-правовых актов 11
2.1 Понятие и виды нормативных актов 11
2.2 Закон в системе нормативно-правовых актов. Виды законов 15
2.3 Понятие и виды подзаконных актов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
justify">  Распоряжения  издаются Президентом обычно по текущим  вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г.

  В соответствии с законом о Правительстве  Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права.

  Указы Президента Российской Федерации как  подзаконные акты не могут противоречить  Конституции и законам Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

  Указ - это акт главы государства  и должен реализовывать полномочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия. Кроме этого, формального момента, происходят большие потрясения и в социальной жизни, возникают большие социальные напряженности.

  В современный период сфера правового  регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

  Отдельные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным судом РФ.

  1. Постановления Правительства РФ.

     Правительство Российской Федерации издает постановления  и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права.

     Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

     Первые  две из указанных групп нормативных  актов (президентские указы, правительственные  постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц.

     Указанные две группы подзаконных актов  обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (ст. 3).

     Постановления Правительства РФ подписываются  Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня их принятия.

  1. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.

     Эти акты, принимаемые на основе и в  соответствии с законами РФ, указами  Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структурой. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

     Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Нормативными обычно являются инструкции и постановления.

  Акты  министерств, государственных комитетов  и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

  1. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Томской областной Думы).
  2. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например областных глав администраций, губернаторов и пр.).

  Нормативные акты местных органов государственного управления являются ограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области и т.п.

  1. Нормативные акты муниципальных органов (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков и т.п.
  2. Наиболее узкое юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов - локальные нормативные акты; это уставы, положения, правила внутреннего распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционированные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

     Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.

     Особой  разновидностью являются локальные  нормативно-правовые акты, которые  создаются, чтобы действовать в  конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.  
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

     Из  всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    
  1. Зивс С.Л. Источники права. М.,1981.
  2. Малько А.В. Теория государства м права: Учебник. -  М.: Юристъ, 2004.
  3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб.: Знание, 1996.
  4. Теория государства и права: Учебник для вузов \ Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
  5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.
  6. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.

Информация о работе Источники права