Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами можно понять то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством» .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и виды источников (форм) права 4
1.1 Понятие формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права» 4
1.2 Виды форм права 6
2 Система нормативно-правовых актов 11
2.1 Понятие и виды нормативных актов 11
2.2 Закон в системе нормативно-правовых актов. Виды законов 15
2.3 Понятие и виды подзаконных актов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

  ВЫСШАЯ  ШКОЛА БИЗНЕСА

  Факультет Делового права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА 
 

  Шукайлова Наталья Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Научный руководитель

  канд. юр. наук,    доцент 
 _________Л. В. Гааг
 

  Автор работы

  ________Н. Н. Шукайлова 
 
 
 
 
 
 

  Томск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     На  мой взгляд, вопрос «Источники права»  является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я  решила пойти по пути рассмотрения  данного вопроса и взять его в качестве основополагающего  в теме моей курсовой работы.

     Источники права влияют на все стороны жизни любого общества. Благодаря им регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

     Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию  сущности права, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.

     При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами можно понять то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством»1.

     Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д.

 

Понятие и виды источников (форм) права

1.1 Понятие формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права»

 

     Право, как целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая  особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

     А.В. Малько дает следующее определение  формы права: «формы права – это  способ выражения во вне государственной  воли, юридических правил поведения"1.

     С помощью формы, право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.

     Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих субъектам права ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

     Правовые  нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

     Прежде  чем анализировать различные  формы права, необходимо рассмотреть  соотношение понятий «форма права» и «источник права».

     Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как  содержание права организовано и  выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

     Понятие «источник права» существует много  веков. Столетиями его толкуют и  применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного  значения термина «источник», то в  сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.2

     Применительно к юридическим явлением под источником права следует понимать:

  1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. д.);
  2. источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т. д.);
  3. источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

     Материальные  источники коренятся прежде всего  в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии  данного способа производства, в  базисных отношениях.3

     Таким образом, источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и т.п.

     Однако  общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем  в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеологическом смысле. Таким образом, источником права в идеологическом смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

     Результат идеологического осознания объективных  потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права.4 В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник – есть собственно форма права.

     Названные три источника лишь в самой  общей форме показывают систему  правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта  система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

     Одни  из них находятся вне правовой системы, другие – внутри ее, обеспечивая  правовой системе внутреннюю согласованность  и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п.5 Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

1.2 Виды форм права

 

     Обычно  в теории выделяют четыре вида основных форм права: нормативный акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовою идеологию, а также деятельность юристов.

     Наиболее  древней формой права является правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

     Обычай  связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению. Обычай консервативен, он закрепляет результаты общественного опыты, воспринятые культурой народа.

     Правовым  обычай становится после того, как  получает официальное одобрение  государства. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Кроме того, примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и др.

     Природа правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Правовой обычай,   как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей.

     Правовой  обычай отличается определённостью правила поведения, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

     Государство к различным обычаям относится  по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.

     В настоящее время обычай постепенно вытесняется другими нормативно-правовыми формами, прежде всего, законом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».

     Государство санкционирует лишь те обычаи, которые  не противоречат, согласуются с его  политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.

     Однако, существует мнение, которое, например, выражает С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового  обычая.1

     Подводя итог характеристики правового обычая, можно сделать вывод, что правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Причем, его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путём восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой.

     Юридический прецедент – это судебное и административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

     Судебные  прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, особенно в англосаксонской правовой семье (Великобритания, США). Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

     Сила  судебного прецедента как источника  права вытекает из того, что всякий суд связан решениями всех вышестоящих  судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья  обладает полной свободой.

     Нормативный договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Он является основным источником международного права.

     Нормативно-правовой договор характеризуется тем, что  его участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Примером такого договора может служить Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»  от 1992 года. Уже в преамбуле Договора оговаривается добровольность его заключения. В частности, в ней провозглашается, что стороны стремятся к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и их эффективного осуществления.

Информация о работе Источники права