Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 03:11, реферат
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Обзор источников конституционного права……………………………..6
2.Характеристика источников конституционного права………………….10
2.1. Конституция РФ – основной источник конституционного права....10
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права……………………………………………………..11
2.3. Федеративный договор как источник конституционного права…...14
2.4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов как источники конституционного права………………………...16
2.5. Постановления Конституционного Суда РФ как источники конституционного права……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………21
Глоссарий……………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………….27
Есть здесь и еще одна юридическая проблема, связанная с правовыми последствиями заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, согласно части 1 статьи 76 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются только по предметам федерального ведения. Если по договору часть таких предметов перешла в ведение какого-либо субъекта Российской Федерации, то федеральный конституционный закон, изданный по таким предметам (скажем, о судебной власти), или вообще не будет действовать на территории данного субъекта Российской Федерации без подтверждения со стороны его управомоченных органов государственной власти, или его юридическая сила на этой территории окажется такой же, как у обычного федерального закона, изданного в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (если предмет по договору перешел в эту сферу). Соответственно, это относится и к обычным федеральным законам: по предметам, переданным по договору в сферу компетенции субъекта Российской Федерации, федеральный закон без подтверждения действовать на его территории не будет. Ситуация для правоприменителя тем самым значительно осложняется.
С
учетом сказанного представляется, что
процедура заключения, а равно
и расторжения договоров между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов о
разграничении (взаимном делегировании)
предметов ведения и полномочий в соответствии
с частью 3 статьи II Конституции, а также
отмеченная только что проблема некоторых
правовых последствий таких договоров
нуждаются в урегулировании федеральным
конституционным законом. Это тем более
важно, что о взаимном делегировании предметов
ведения и полномочий в Конституции не
говорится.
2.5. Постановления Конституционного Суда
Российской
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления
Конституционного Суда, выносимые в
связи с разрешением споров о
компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже,
как представляется, должны содержать
нормы конституционного характера,
но таких дел в практике Конституционного
Суда еще не было.
О вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука, призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
По данной теме пере до мной был поставлен вопрос ,а каковы основные пути усовершенствования источников конституционного права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и распоряжения Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления распоряжения Правительства.
Источниками конституционного права являются регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое
место среди источников конституционного
права занимают декларации: Декларация
о государственном
К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и Татарстаном, Башкортостаном и другими субъектами Федерации.
В систему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и федеральным законам.
Согласно
принципу приоритета международного права,
общепризнанные принципы и нормы
международного права являются составной
частью национальной правовой системы.
Следовательно, такие принципы и нормы
могут являться источниками конституционного
права.
ГЛОССАРИЙ
№
п/п |
Новое понятие | Содержание |
1 | Бюрократизм | вспомогательная функция, служащая людям, но приобретающая над ними власть |
2 | Источники конституционного права | нормативно-правовые
акты, посредством которых |
3 | Конституция Российской Федерации | основной источник конституционного права |
4 | Конституционный суд Российской Федерации | судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства |
5 | Конституционное судопроизводство | процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции |
6 | Конституционное право | ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления |
7 | Нормативно-правовой акт | правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений |
8 | Президент | Глава государства, избираемый гражданами или парламентом. избирается всеобщим и равным тайным голосованием сроком на четыре года. Может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. |
9 | Федеральный закон | согласно Конституции России им является нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном законе порядке |
10 | Федерация | Государство, составными частями которого являются самостоятельные государственные образования |
1 | Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г .-М. : Новая шк., 1995.-61 с. |
|
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» //СЗ РФ.2004 |
|
Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России .- М. :Зерцало, 2002. |
|
Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. -М. :Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.-176 с. |
|
Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ, 1999 ст.165-178 |
|
Федеральное конституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. -М. Норма, 1996.-385 с. |
|
Конституционное
право Российской Федерации. Учебник
для студентов юридических |
|
Конституционное право России. Юнита №1, Ю.В. Степаненко, д-ром юрид. наук, доц. Ст11-17 |
|
Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е. Кутафина.-М.- Юридическая литература, 1996,-580 с. |
|
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, БЕК, 2000. Ст. 87-95 |
|
Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ, 1999. Ст 256-258 |
А | |