align="justify">
г)
приказы, постановления местных органов
государственной власти субъектов Федерации
(например, префектов в Москве)
д)
приказы, инструкции администраций, государственных
предприятий, учреждений субъектов
Федерации.
Согласно
ч.1 ст. 65 Конституции Российской Федерации
в Российской Федерации существует
двадцать одна республика в качестве
субъектов Российской Федерации. И
в восемнадцати республиках в
качестве основных региональных правовых
актов действуют на данный момент
собственные конституции. Вопрос о
том, насколько данные виды правовых актов
являются источниками конституционного
права Российской Федерации, является
спорным. С одной стороны у нас есть единая
Конституция, имеющая прямое действие
на всей территории Российской Федерации,
с другой в каждой из принятых данными
субъектами Конституций провозглашено,
что их собственный Основной Закон имеет
прямое действие на всей территории субъекта.
Возникает вопрос: какой смысл принимать
собственную Конституцию, в целом соответствующую
общефедеральной, в качестве источника
правоотношений конституционного характера.
По сути, эти виды основных региональных
правовых актов только дублируют Конституцию
Российской Федерации. Тем не менее в ч.
2 ст. 5 Конституции Российской Федерации
сказано, что республика (государство)
имеет свою конституцию и законодательство.
Край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ
имеет свой устав и законодательство.
Таким образом, Конституции субъектов
Российской Федерации, как и законодательство
субъектов Российской Федерации необходимо
рассматривать как неотъемлемые источники
конституционного права как отрасли права.
Конституция
Российской Федерации отмечает, что
местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно15.
Следовательно, органы местного самоуправления
вправе издавать свои правовые акты. Акты,
регулирующие отношения в сфере конституционного
права, например, расширяющие права и свободы
или усиливающие их гарантии, признаются
его источником16.
Этот
вывод не противоречит конституционному
указанию в ст. 12 Конституции Российской
Федерации на то, что органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти
Российской Федерации. Так как при любом
толковании данной статьи ясно, что не
может быть предусмотренных Конституцией
Российской Федерации органов самоуправления,
осуществляющих публичную власть без
издания правовых актов.
Таким
образом, исходя из вышеизложенного
мы пришли к следующим выводам:
- Муниципальная
власть носит публичный характер, является
первичным (низовым горизонтальным) видом
в публично-властной системе России, тем
самым являясь низовым источником в системе
источников конституционного права.
- К числу источников
конституционного права, действующих
только на территории субъектов Российской
Федерации, относятся прежде всего
конституции республик и уставы других
субъектов Федерации. Эти акты содержат
нормы, в обобщенной форме закрепляющие
правовой статус данного субъекта Федерации,
основы его устройства, компетенцию, структуру
органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
- Конституция
республики и устав должны соответствовать
Конституции России, федеральным законам,
и они обладают более высокой юридической
силой, чем другие нормативные правовые
акты субъекта Федерации.
- Формами установления
правовых норм, действующих только на
территории конкретного субъекта, являются
законы, постановления, иные нормативные
правовые акты, принимаемые его органами
законодательной и исполнительной власти.
- К источникам
отрасли конституционного права относятся
и правовые акты представительных органов
местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы; это, в
частности, уставы (Положения).
Заключение
По
нашему мнению, поставленные цели перед
курсовой работой были достигнуты в
полном объеме. В результате проведенной
работы мы дали полную характеристику
понятию, видам и правовым основам
источников конституционного права
Российской Федерации как отрасли
права. А также заострили внимание
на Конституции Российской Федерации
как на одном из основных источников российского
конституционного права.
В
процессе написания работы были решены
следующие задачи: раскрыто общее понятие
источника конституционного права как
отрасли права; проанализированы общие
виды источников конституционного права
в Российской Федерации; проанализирована
роль закона как основного источника конституционного
права Российской Федерации; определены
роль и место международных правовых актов
в системе источников конституционного
права.
Рассмотренные
положения в заключении позволяют
обосновать следующие выводы, являющиеся
итогом работы:
- Источники
конституционного права – это факторы,
на основе которых формируется данное
право, и осуществляется правовое регулирование
отношений конституционного характера
Юридическими источниками конституционного
права являются нормативные правовые
акты, посредством которых устанавливаются
и получают юридическую силу конституционно-правовые
нормы. Они имеют особый порядок принятия,
отмены и изменения, им свойственны многообразие
и высокая юридическая значимость.
- Конституция
Российской Федерации – основной источник
конституционного права Российской федерации
как отрасли права. На федеральном уровне
виды источников конституционного права
можно классифицировать по трем группам:
законодательные акты Российской Федерации,
подзаконные акты Российской Федерации,
судебные решения. Президент Российской
Федерации в пределах своих полномочий,
законодательная власть в лице Федерального
Собрания Российской Федерации, судебная
власть, исполнительная власть в лице
федеральных министерств, федеральных
служб и федеральных агентств принимают
и издают законные и подзаконные нормативные
правовые акты общефедерального действия,
т.е. обязательные для исполнения на всей
территории Российской Федерации, которые
являются источниками конституционного
права как отрасли. Конституционный Суд
Российской Федерации формально не относится
к числу правотворческих органов, но de
fakto таковым является: любые акты, признанные
Конституционным Судом Российской Федерации
неконституционными, утрачивают свою
силу.
- Такие юридические
факты, как ратификация, выполнение, прекращение
и приостановление действия международных
договоров, закрепленные в виде нормативных
правовых актов также являются источниками
конституционного права как отрасли права.
К числу источников конституционного
права относятся правовые акты, принимаемые
Содружеством Независимых Государств,
одним из членов которого является Российская
Федерация, а также Договор о создании
Союзного государства Российской Федерации
и Республики Беларусь и акты других объединений
части государств СНГ и Российской Федерации.
- К числу источников
конституционного права, действующих
только на территории субъектов Российской
Федерации, относятся прежде всего
конституции республик и уставы других
субъектов Федерации. Формами установления
правовых норм, действующих только на
территории данного субъекта, являются
законы, постановления, иные нормативные
правовые акты, принимаемые его органами
законодательной и исполнительной власти.
Кроме того, к источникам отрасли конституционного
права относятся и правовые акты представительных
органов местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы; это, в
частности, уставы (Положения).
Библиографический
список
- Конституция
Российской Федерации, принятая на всенародном
референдуме 12.12.1993г. // Официальное
издание Администрации Президента
Российской Федерации. М., 2008г.
- Конвенция
«О защите прав человека и основных свобод»
и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы
№1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г.,
протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001.
№2.
- Договор между
Российской Федерацией и Республикой
Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного
государства». Собрание законодательства
РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 786.
- Декларация
СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном
суверенитете РСФСР». Ведомости СНД и
ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22
- Федеральный
конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ
«Об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта Российской
Федерации в результате объединения Красноярского
края, Таймырского (Долгано-ненецкого)
автономного округа и Эвенкийского автономного
округа ». СЗ РФ, 17.10.2005, N 42, ст. 4212.
- Федеральный
закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации". СЗ РФ, 21.01.2007, N 28, ст. 3466.
- Федеральный
закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими
в силу с 01.01.2007) Российская газета, N 202,
08.10.2003.
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004
г. N 13-П "По делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и
450 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с запросом группы депутатов
Государственной Думы". СЗ РФ. 2004. N 27.
Ст. 2804.
- Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. –
М.: Норма, 2007. - 438 с.
- Окуньков
Л.А. Комментарий к Конституции Российской
Федерации – М.: Институт Законодательства
и сравнительного правоведения при правительстве
Российской Федерации, 2003. - 326 с.
- Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России: Учебник. 3-е издание., переработ.
и доп. – М..: Юристъ, 2006. – 378 с.
- Кутафин
О.Е. Источники конституционного права
Российской Федерации. М., 2002. С. 19.
- Конституционное
право России: учебно-методическое пособие.
/под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. –
М.: «Норма», 2007. - 408с.