Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации………………………………………………………..5
2. Международные правовые акты – источники конституционного права России…………………………………………………………………………….11
3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России……………………………………………..14
4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………28
Библиографический список………………………………………………..30
правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.
2.
Международные правовые
акты – источники
конституционного
права России
В
последнее время идея о верховенстве
международного права по отношению
к национальному
Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы4, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.
1.Под
общепризнанными нормами в
2.Принципы
носят универсальный характер, поскольку
составляют фундамент мирового
правопорядка. Они охватывают как
традиционные, так и новые области
международных отношений,
В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.
Приоритет
международных норм действует только
в отношении обычных законов,
а не конституционных норм. Органы
государства и должностные лица
не вправе заключать договоры, противоречащие
Конституции Российской Федерации.
Если же такой договор заключен,
то действуют конституционные
Среди
межгосударственных договоров, имеющих
важное значение для российской конституционной
практики в силу признания их Конституцией
Российской Федерации частью российской
правовой системы, можно назвать
Европейскую конвенцию о защите
прав человека и основных свобод, соглашения
об урегулировании вопросов двойного
гражданства, договор о создании
Союзного государства (России и Беларуси)
и др.
Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутрифедеральные» договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, определяем:
1.Признание
– ратификация Российской
2.Такие
юридические факты, как
3.К
числу источников
3. Федеральные нормативные
правовые акты
как источник конституционного
права России
Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана.
В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы6:
I.Группа – законодательные акты Российской Федерации:
1.
Конституция Российской
2.
Федеральные конституционные
3. Федеральные законы и законы Российской Федерации, законы РСФСР.
II. Группа – подзаконные акты Российской Федерации:
1.
Указы и распоряжения
2.
Постановления и распоряжения
Правительства Российской
3.
Распоряжения, инструкции, приказы
и другие нормативные правовые
акты законодательной,
III. Группа – судебные решения.
Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.
Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
в
Конституции определяются многие другие
виды источников федерального уровня.
В ней устанавливаются
значение
Конституции как основного
Конституция
по сравнению с другими
Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Исполнение
конституционных норм (в отличие
от соблюдения) предполагает активную
деятельность субъектов, требуемую
нормами Конституции Российской
Федерации и направленную на достижение
выдвинутых ею задач и целей: "Органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию
Использование
связано с процессом реализации
конституционных прав и свобод, т.е.
субъект своими действиями осуществляет
предоставленные ему права
Применение
конституционных норм в качестве
основного источника
По
предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные
Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:
По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").