Испанская модель регулирования отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в изучении испанской модели отношений государства, национальных меньшинств и регионов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть объективные предпосылки к возникновению данной правовой модели.
Изучить испанскую модель отношений между государством, регионами и национальными меньшинствами как способ поддержания правопорядка, стабильности в обществе и урегулирования межэтнических конфликтов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-политческие и иные предпосылки формирования испанской модели отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами 5
1.1. Ситуация в Каталонии 5
1.2. Ситуация в Стране басков 6
Основную угрозу правопорядку и стабильности в регионе представляет сепаратистская группировка ЭТА (Баскония и свобода).Достаточно долгое время данная организация не считалась ни сепаратистской ни террористической, поскольку осуществляла подпольную борьбу с режимом диктатора Франко. 6
1.3. Особенности андалусской автономии 12
Глава 2. Особенности правового регулирования отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами 13
2.1. Конституционно-правовые основы 13
2.2. Перспективы развития 14
Заключение. 16
Литература: 18

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

В сентябре 2005 стало известно о «непрямых  контактах» между властями и сепаратистами  с целью начать официальные переговоры.

22 марта 2006 года ЭТА заявила о «постоянном прекращении огня». Боевики сообщили, что в обмен на добровольный отказ от вооружённой борьбы они намерены добиваться от властей амнистии для нескольких сотен баскских заключенных, обвинённых в террористической деятельности, а также легализации «Батасуны» — политического крыла ЭТА.

22 мая 2006 премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что его правительство готово начать переговоры с баскскими сепаратистами.

6 июля 2006 в испанском городе Сан-Себастьян начались первые официальные мирные переговоры между представителями правящей Испанской социалистической рабочей партии и запрещённой «Эрри Батасуна». На первом этапе от лидеров «Батасуны» ждут официального порицания терроризма и отказа от насильственных методов борьбы.

Испанские власти представлял руководитель баскского  отделения ИСРП Пачи Лопес, баскских сепаратистов — лидер «Батасуны» Арнальдо Отеги.

Как показывают опросы, за мирные переговоры с ЭТА выступает большинство испанцев. Однако и противников у этих переговоров немало. Последние считают, что против баскских боевиков следует бороться до «победного конца» исключительно силовыми методами, не вступая с ними ни в какие контакты. Так, незадолго до мирных переговоров ультраконсервативная неправительственная организация «Достоинство и справедливость» обратилась в суд с требованием запретить «встречу с террористами». Активно протестуют также члены Ассоциации родственников жертв терроризма.

Между тем, опыт борьбы с ЭТА говорит  о невозможности окончательно расправиться с группировкой силовыми методами. Специалисты считают, что в результате полученных в последние несколько  лет мощных ударов от объединившихся в борьбе с ЭТА правоохранительных органов Испании и Франции группировка крайне обессилена. Однако, по мнению Европола, у ЭТА все ещё сильна поддержка среди молодежи в Стране басков, где она легко вербует новых боевиков. А вместо Франции, которую террористы в своё время выбрали в качестве «оперативной тыловой базы», они осваивают другие страны Европы.

В конце 2000-х годов наблюдался некоторый  спад в террористической активности данной группировки, а 10 января 2011 ЭТА объявила о прекращении вооруженной борьбы.

    1. Особенности андалусской автономии

Автономное сообщество Андалусии было создано 28 февраля 1980 года, провозгласив в 1 статье Статута об автономии, что эта автономия оправдана исторической идентичностью и правом на самоуправление, которое Конституция Испании предоставляет каждому региону.

В октябре 2006 Конституционная комиссия Генеральных  Кортесов приняла новый Статут об автономии, который в своей преамбуле признаёт Андалусию «национальной реальностью» (исп. realidad nacional).

Из политических партий, представленных в парламенте сообщества лишь Андалусская партия выражает некоторый местный национализм, но в отличие от Страны басков и Каталонии нельзя говорить о сильном центробежном движении.

Глава 2. Особенности правового регулирования отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами

    1. Конституционно-правовые основы

Как известно, Испания как государство начало формироваться вокруг двух исторических местностей — Кастилии и Арагонии, и стала постепенно включать территории с народами разных исповеданий, языков, местных особенностей, расселившихся на Пиренейском полуострове. Национальная проблема всегда была в Испании остра и злободневна. Конституция Второй республики содержала положения об автономии национальных районов, но гражданская война и франкизм прервали процесс национального строительства. Франкизм провозглашал политическую унификацию по двум, главным образом, причинам. Первая из них — идеологическая. Единство — условие могущества и независимости Испании. «Единство между людьми и между землями Испании незыблемо. Целостность Родины и ее независимость — высшее требование национального сообщества», — говорилось в IV статье Закона о принципах Национального движения от 17 мая 1958 г. Вторая причина жесткого унитаризма — стремление противостоять требованиям автономии в двух наиболее крупных регионах (Страна басков и Каталония), в которых оппозиция франкизму была наиболее сильной в стране и доходила до вооруженной борьбы.1

Конституция 1978 г. разрешила национальную проблему, предоставив статус автономии составным частям Испании (раздел VIII, статьи 137 — 158) Была распределена компетенция между центром и автономными сообществами. В настоящее время территория страны включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Эти единицы управляются своими органами. Конституция точно не указала перечня автономных сообществ; каждое из них должно само выработать свой статут, но в рамках действующего основного закона.2 В настоящее время имеется 17 таких сообществ. Статья 149 содержит перечень областей регулирования, в которых государство имеет исключительную компетенцию, а статья 148 — компетенцию, могущую быть включенной в статут автономного сообщества. Сообщества, которые получили автономию с соблюдением специальной процедуры статья 151 конституции (Каталония, Страна басков, Голисия и Андалузия) также обладают правом на полномочия, статьей 149 не отнесенной исключительно к ведению государства и на полномочия, не перечисленные в статьях 148 и 149 Конституции.3

    1. Перспективы развития

В XXI веке проблемы межнациональных отношений не отпадут каким-либо образом, а наоборот, будут только усложняться и бросать новые вызовы каждому многонациональному государству. Не станет исключением и Испания. Сильные сепаратистские стремления в Стране басков и Каталонии могут поставить под угрозу безопасность и порядок не только в одной стране, но и во всем Европейском регионе в целом.

При изменении  каких-либо основ взаимоотношений между государством и проблемными регионами сторонам необходимо прежде всего опираться на основополагающие права и свободы граждан. Таким образом, достижение согласия возможно лишь после тяжёлых уступок и компромиссов. Однако, достигнутые условия, если они устраивают все стороны, будут способны дать толчок к развитию страны в частности и Европы в целом. Например, экономические успехи Каталонии вряд ли были бы достижимы без интеграции данной экономики в общеиспанскую и европейскую.

Достаточно  тяжело судить о том, поможет ли испанский  опыт разрешения конфликтов подобного  характера при регулировании межнациональных отношений в других государствах, так как его адаптация к другим историко-политическим реалиям может не дать положительного результата.4 

Заключение.

Рассмотрев  испанскую модель организации отношений  государства, регионов и национальных меньшинств, можно отметить следующие закономерности и тенденции в развитии этих отношений.

В организации своего управления на местах, испанские законодатели во многом следуют исторически сложившимся особенностям некоторого регионализма, берущим своё начало из средневекового периода феодальной раздробленности. Стремление к достаточно широкой самостоятельности провинций и областей можно воспринимать как одну из особенностей развития государственного строительства в Испании.

Говоря  об отношениях с образованиями, имеющими на своей территории сильные национальные движения (автономная провинция Каталония, автономная область Страна Басков), нельзя не отметить то, что инструментом их удержания в составе Испании выступают не только политико-правовые, но и экономические меры. Также необходимо помнить и о разном генезисе титульных национальностей этих территорий и связанных с этим особенностей правового регулирования.

Опасной тенденцией для многих государств Юга  Европы в начале XXI века стал приток иммигрантов из социально неблагополучных стран Северной Африки. С учётом объективно сложившихся демографических проблем коренного населения  королевства, новые граждане могли бы стать ускорителем экономического роста испанского государства. Однако на сегодняшний день, помимо создания определённых правовых норм и социо-культурной  интеграции этой группы людей в испанское общество, необходимо также и преодоление последствий мирового финансового кризиса, чтобы возникла потребность в рабочей силе.

В целом, лучшее применение данная правовая модель отношений центра, регионов и национальных меньшинств находит именно в Испании, так как вырабатывалась веками на данной территории в конкретных исторических, экономических, социальных, культурных и политических обстоятельствах. 
Литература:

     Нормативные правовые акты:

Конституция Испании 1978 года

     Учебная и специальная  литература:

  1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Форум—Инфра-М, 1998.
  2. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.:Изд-во БЕК, 1998.
  3. Конституционное право: Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов/Отв. ред. проф. В.В. Лазарев. - М.: Изд-во БЕК, 1998.
  4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов /Под ред.чл.-кор. РАН М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо, проф. Л.М. Энтина. - М.: Норма,1999.
  5. Савин В.А. Система органов государственной власти и управления Испании. – М., 1982.
  6. Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: Изд-во БЕК, 1995.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ,1999.
  8. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учебный курс. - М.: Артикул, 1997.
  9. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Курс лекций. - Мн.: Харвест, 1998.

 

Публикации в периодических издниях:

  1. Шашкова А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании//Юрист. – 1999. - №4. – С.6-12.
  2. Штейнберг Д., Шашлыкова А. Местное самоуправление в России и Испании //Российская юстиция. – 1999. - №12. – С.51-52.

Информация о работе Испанская модель регулирования отношений между государством, национальными меньшинствами и регионами