Имидж государственного служащего в средствах массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Важность исследования имиджа института государственной службы обусловлена тем, что имидж, будучи символической реальностью, оказывает существенное воздействие на общественные отношения в полном соответствии с теоремой У. Томаса о том, что «ситуация, определяемая людьми как реальная, является реальной по своим последствиям».
Негативный имидж любого социального института негативно сказывается на отношении к нему со стороны общества, а когда речь идет о государственной службе, последствия подобного негативного отношения весьма серьезные.

Содержание

Введение 3-4

Теоретические основы формирования имиджа

Развитие и сущность понятия имиджа 4-8

Речь государственного гражданского служащего 8-9

Проблема имиджа государственного служащего 9-10

Современные технологии формирования имиджа 11-14

Анализ политического имиджа

2.2.Особенности имиджа федеральных 14-24
государственных служащих в России

2.3. Особенности формирования имиджа 24-27
государственного служащего в средствах массовой информации

3. Имидж на примере Трутнева Юрия Петровича 27-28

3.1. Его кампания и идеи 29

3.2. Имидж во время предвыборной борьбы 30-32


Заключение 32-34

Список использованной литературы 34-35

Работа содержит 1 файл

социология курсовая.docx

— 61.11 Кб (Скачать)

 
Государственные и муниципальные служащие распределены следующим образом по характеру полученного ими базового образования (в порядке убывания): 
 
- естественно-техническое - 34,6% 
 
- экономическое (не по специальности Экономика и управление )-14,8% 
 
- педагогическое -12,6% 
 
- сельскохозяйственное - 9,9% 
 
- юридическое - 9% 
 
- гуманитарное - 8,4% 
 
- экономическое (по специальности Экономика и управление) - 4,2% 
 
- медицинское - 3,4% 
 
- военное - 2,8% 
 
- иное - 3,8% 
 
Данное распределение соответствует распределению основных видов базового образования по степени массовости. 
 
3. Наличие дополнительного образования по какой-либо специальности государственной (муниципальной) службы. 
 
Только 10% респондентов ответили утвердительно на вопрос «имеете ли вы образование по вашей специальности». Таким образом, 9/10 государственных (муниципальных) служащих потенциально нуждаются в дополнительном образовании. 
 
4. Опыт управленческой работы.

 

3/4 опрошенных (75,6%) указали на то, что  до поступления на службу у  них уже имелся опыт управленческой  работы и только 24,4% пришли на  службу в государственные или  муниципальные органы впервые.

 
5. Стаж работы в органах государственной власти (местного самоуправления). 
 
Наибольшее количество служащих (около одной трети или 29,8%) имеют стаж до 5 лет, за ними следуют служащие со стажем свыше 20 лет (16,1%). Примерно одинаковое количество служащих имеют стаж от 5 до 10 лет -14,4% и от 10 до 15 лет -14,8% - таким образом, группа служащих со стажем во временном диапазоне от 5 до 15 лет также составляет примерно одну треть - 29,2%. Чуть больше одной десятой от общего числа опрошенных составляют служащие со стажем до 5 лет (12,8%), а также служащие со стажем работы от 15 до 20 лет. 
 
6. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) за последние 3 года. 
 
Неоднократно проходили переподготовку в течении 3 последующих лет 16%, также 16% проходили ее лишь дважды. Таким образом, для 32% служащих процесс прохождения переподготовки за плечами. Почти половина (44,6%) опрошенных указали на то, что проходят переподготовку в данный момент. Около одной трети (17,2%) в переподготовке за последние три года не участвовали. 8% опрошенных сообщили, что в данный момент они осуществляют учебу в ВУЗе. 
 
7. Полезность предметных форм профессиональной переподготовки для государственных и муниципальных служащих. 
 
Однозначно полезной для себя пройденную переподготовку считают 71,4% респондентов. Ни один респондент не указал на ее полную бесполезность. Однако 16,8% отметили, что переподготовка была, не совсем полезна, а 11,8% - затруднились с ответом, это говорит о том, что более четверти государственных (муниципальных) служащих не считают профессиональную переподготовку полностью полезной. 
 
8. Степень соответствия профессионального образования работе государственного (муниципального) служащего. 
 
Абсолютное большинство респондентов склонилось к мысли о соответствии их профессионального образования выполняемой ими работе, что говорит о широком прикладном потенциале базового образования в нашей стране. О полном соответствии заявили 46,9%. О соответствии в той или иной степени - 39,8%. О частичном несоответствии - 7,6%. О полном несоответствии - 7,6%. 
 
9. Навыки работы государственных и муниципальных служащих. 
 
Ниже приводятся данные, в которых основные профессиональные навыки проранжированы по основному показателю «владею навыками вполне». Два других показателя («не вполне владею, «не владею») не учитывались и приводятся как иллюстративный материал. Данные приводятся в процентах. 
 
- трудовое законодательство - 87,8 (52-10,2) 
 
- составление нормативно-распорядительных документов - 68 (21-11) 
 
- делопроизводство - 60,5 (33,4-6,1) 
 
- составление учредительных документов - 40,4 (58,8-20,8) 
 
- пользование компьютером - 28,2 (30,8-41)

- деловой и протокольный этикет - 26,8 (52-21,2) 
 
- гражданское законодательство -26,2 (56,6-17,2) 
 
- теория государственной и муниципальной службы - 23,1 (52,4-24,5) 
 
- бухгалтерский учет -12,8 (44,2-43) 
 
- иностранный язык - 8,6 (31,6-59,8) 
 
- теория менеджмента - 7,6 (48,4-44) 
 
- финансовый менеджмент - 6,2 (41,2-52,6) 
 
10. Потребность в дополнительных занятиях. 
 
Распределение показателей степени необходимости тех или иных дополнительных занятий для государственного и муниципального служащего выглядит последующим образом (по убыванию): 
 
- необходимые знания в правовой области (на это указали 69,8% респондентов); 
 
- в финансово-экономической области (56.4%); 
 
- специальные вопросы служебной деятельности (34%); 
 
- в области делового этикета и практики (21,2%); 
 
- в области психологии (19,2%); 
 
- знания о решении в вышестоящих органах власти (12,8%); 
 
- социально-политические знания (7,6%); 
 
- общекультурные знания (2,8%). 
 
11. Уровень профессиональной подготовки государственных служащих. 
 
40,6% оценивают уровень профессиональной подготовки служащих своего органа власти как по большей части удовлетворительный. 33,8% и 23,6% - как вполне удовлетворительный и отчасти удовлетворительный, соответственно. Остальные дали в основном неудовлетворительную оценку. Совсем неудовлетворительную оценку уровню профессиональной подготовки государственных служащих не дал никто из опрошенных. 
 
12. Деловые качества, необходимые для государственных (муниципальных) служащих. 
 
Из всех основных деловых качеств, которыми должен обладать государственный (муниципальный) служащий, наиболее значимыми являются профессионализм и умение общаться с людьми. На них указали 77,4% и 47,4% соответственно. Далее следуют исполнительность, дисциплинированность (34,2%), организационный талант (33,4%), аккуратность, точность в работе (26,8%), высокий интеллект, эрудиция, а также естественность и чувство долга (по 25,4%). Наименее важными качествами, по мнению респондентов, являются высокий уровень личной культуры, воспитанность, вежливость (20,4%) и объективность, непредвзятость (15,4%). 
 
13. Идеальный образ государственного (муниципального) служащего. 
 
Среди желательных психологических характеристик идеального государственного (муниципального) служащего доминируют честность, общительность и уравновешенность (61.6%, 51,8%, 46,0% соответственно). На терпимость указали 29,2% опрошенных, на приветливость - 25,4%, на отзывчивость и скромность - 22,8% и 20,2% соответственно. Заключают список личное обаяние (14,6%) и чувство юмора (13,6%). 
 
 
 
 
14. Личные качества, необходимые государственному служащему.

 

Среди личностных качеств, необходимых государственному (муниципальному) служащему, лидируют активность, предприимчивость (49,8%) и порядочность (46,4%). 39,8% опрошенных указали на необходимость настойчивости, упорства, 37,6% - неравнодушия, а 37,2% - дипломатичности. 27,6% считают необходимым качеством обязательность, надежность. Наименее нужными качествами оказались справедливость и демократичность (по 21%), а также серьезность, вдумчивость (10%). 
 
15. Степень внимания государственного служащего к своему имиджу. 
 
52% работников государственных (муниципальных) органов власти уделяют внимание формированию своего имиджа по мере необходимости, 30,5% уделяют достаточное внимание, и лишь 4,6% практически не уделяют внимания формированию своего имиджа. 
 
16. Степень внимания к имиджу структуры. 
 
52,4% ответили, что в той структуре, где они работают, формированию имиджа служащего уделяют внимание по мере необходимости, 26,4% считают, что этому уделяется достаточно внимания, а, по мнению 14,6% опрошенных, формированию имиджа в их структуре практически не уделяется внимания. 
 
17. Престижность работы государственного (муниципального) служащего. 
 
Большинство респондентов (65,4%) считают, что в глазах окружающих статус работника государственных (муниципальных) органов в чем-то престижен, а в чем-то нет. 20,1% полагают, что этот статус весьма престижен, а 4,6% - абсолютно не престижен. 
 
18. Оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов власти. 
 
Мнение государственных (муниципальных) служащих в этом вопросе единодушно: почти половина (49,8%) считает, что оценка населением работы органов власти «в основном положительная». Лишь 5,4% считают, что оценка «безусловно положительная». О нейтральной оценке со стороны населения знают 16,7%, а о «в основном отрицательной» -13,3%. Никто из чиновников не считает, что население оценивает их работу «безусловно отрицательно». 
 
19. Отношения между населением и государственными (муниципальными) органами власти. 
 
Данные отношения как «неприязненные» характеризуют -1,4% опрошенных, как «молчаливое недовольство друг другом» - 4,7%, как «отношения делового сотрудничества и поддержки» -8,8%, 63% ответивших считает, что население понимает, что «власть насколько может, решает жизненные проблемы населения».

 
20. Удовлетворенность государственных (муниципальных) служащих работой. 
 
Нейтральная позиция по этому вопросу доминирует у 35,2%. О своей неудовлетворенности работой в той или иной мере заявили 9,7% респондентов. 15,4% - вполне удовлетворены своей работой, а 31,7%-удовлетворены «по большей части».

 

В целом реальные качества государственного служащего не всегда совпадают с его имиджем, во многом формируемым в общественном мнении СМИ. Кроме того, приверженцы и противники чиновника по-разному расставляют акценты в его характеристиках. Портреты, создаваемые PR - специалистами с целью дискредитировать госслужащего, обычно страдают излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. По большим политическим мишеням обычно ведется прицельный и массированный огонь, организуются предупреждения о «негативных» последствиях доверчивого отношения к ним. Безжалостно высмеиваются наиболее уязвимые стороны характера чиновника, обнародуются наименее привлекательные его поступки из личной жизни. В СМИ периодически на смену статьям, передачам пропагандистского характера, воспевающим служащего - бессребреника приходят заявления, сообщения, намеки, компрометирующие, государственную службу. Бесследно подобного рода публикации (передачи) не проходят. Но нельзя и преувеличивать их роль. Создать имидж «на пустом месте», наделить государственного служащего совокупностью черт и характеристик которым он и близко не отвечает еще никому не удавалось. В этой связи одной из центральных проблем является соотношение в имидже реальных качеств и тех, которые ему приписывают СМИ. Остановимся более подробно на сущности и роли средств массовой информации в современном обществе.

 

Особенности формирования имиджа государственного служащего в средствах массовой информации

Освещение работы государственных служащих в СМИ, того насколько успешно они справляются с этой задачей приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан о деятельности органов власти. Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ. Как правило, мероприятия по созданию имиджа государственного служащего не бывают единичными, а представляют собой систему взаимосогласованных акций. Эти акции направлены на граждан, партнеров, оппозиционных политиков, поднятие престижа самой власти, как таковой. Естественно, что имидж государственных служащих формируется, прежде всего, адекватным освящением и отражением в СМИ через другие каналы реальной деятельности чиновников.

Своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур является основной задачей, для формирования положительного имиджа государственного служащего. К сожалению, в России слово «бюрократия» – «чиновничество» всегда несло в себе определенный негативный заряд. Для этого были веские основания. Российская бюрократия - это даже не модель идеальной бюрократии М. Вебера. Для российских граждан чиновничество всегда было чуждой ему силой, занятой исключительно решением собственных проблем. Оторванность чиновничества, государственного служащего от гражданина, общества в России была обусловлена множеством различных факторов. В том числе и оторванностью гражданского общества от возможности принять реальное участие в управлении государством.

Таким образом, нынешние властные структуры в России сталкиваются не только с проблемами стоящими перед государственной службой на сегодняшний день, но и с оставшимся наследием негативного имиджа, созданного с незапамятных времен и во времена социализма. В этом отношении ситуацию так и не удалось кардинально изменить. К числу глубинных причин, обуславливающих отчуждение властных структур от граждан - факт фиксируемый социологическими исследованиями, относится социальный раскол, сохраняющийся в российском обществе. Это крайне затрудняет задачу построение эффективного имиджа государственного служащего. Сколько бы усилий не прилагали специалисты PR-технологий, эти усилия часто не находят соответствующего отклика среди населения. Получатели сообщения, предпочитающие быть членами той или иной группы, относительно невосприимчивы к сообщениям, которые пропагандируют позиции, не отвечающие позициям соответствующей группы. Для изменения их позиции в первую очередь нужны конкретные шаги по улучшению жизни граждан, и уже только во вторую информационная поддержка имиджа властных структур, с учетом всех различий между социальными группами. Это не может не сказаться негативно на организации PR деятельности служб органов власти. Им трудно выстраивать долгосрочную перспективу работы, высветить глубинный смысл текущих событий, текущей деятельности государственных служащих. Однако, обсуждая проблему имиджа государственных служащих, нельзя акцентировать внимание исключительно на имидже властных структур созданных средствами массовой информации. Часто недооценивается то влияние, которое оказывают повседневные контакты тысяч государственных служащих. Подобные неформальные коммуникации оказывают значительное влияние на формирование образа государственной службы в глазах гражданского общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что имидж государственного служащего и имидж властных структур во многом оказываются взаимосвязанными и зависят от типа, характера, образа собственно государственных служащих, с которыми граждане постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни, от их желания, возможности и формы коммуникаций с населением, от того насколько успешно выполняет госслужащий свои профессиональные обязанности, а также его личных качеств.

Информация о работе Имидж государственного служащего в средствах массовой информации