Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 18:28, реферат
В законотворческой деятельности приоритет отдаётся комплексному принятию нормативных правовых актов, когда одновременно с принятием закона обеспечивается подготовка и утверждение соответствующих нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Введение
Качество
и эффективность законов
Обычно в понятие "ведомства" включаются федеральные органы исполнительной власти, структура которых утверждается Президентом Российской Федерации.
В законотворческой деятельности приоритет отдаётся комплексному принятию нормативных правовых актов, когда одновременно с принятием закона обеспечивается подготовка и утверждение соответствующих нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Необходимость
принятия ведомственных нормативно
правовых актов заложена в самой
системе правового
Подзаконные
акты, издаваемые органами исполнительной
власти – самый объемный и разнообразный
вид нормативных правовых актов.
Приведение совокупности этих актов
в иерархически организованную систему
представляет собой важную проблему
современного государственного строительства
в целом
и правотворчества – в частности.
Система
нормативных актов
Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы (схема 1).
На
вершине этой пирамиды находится
Конституция России. Это универсальный
нормативный акт учредительного
характера, принятый
На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.
На
следующем уровне иерархии нормативных
актов находятся указы
Далее по нисходящей находятся постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.
Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Последнее особенно актуально в банковской сфере, где Центральный банк России долгое время устанавливал нормы путем рассылки информационных телеграмм и писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Определенную
подсистему представляют нормативно-правовые
акты субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления. Возглавляют
«пирамиду» регионального законодательства
Конституции (уставы) республик, краев,
областей, округов. Высшие представительные
органы субъектов Российской Федерации
вправе самостоятельно принимать законы
по предметам их ведения. По предметам
совместного ведения краевые, областные,
республиканские, окружные законы принимаются
в соответствии
Отдельные
документы коммерческих и некоммерческих
организаций могут содержать
нормы локального характера, обязательные
внутри этих организаций. К таким
актам относятся различного рода
уставы, положения, регламенты, правила
внутреннего распорядка и т. п. Государственное
санкционирование здесь проявляется
в регистрации, утверждении корпоративных
актов уполномоченными
Схема 1
нормативно-правовой акт
Подзаконные акты:
Законы:
Понятие
и признаки нормативных
правовых актов федеральных
органов исполнительной
власти
Итак,
Нормативный правовой акт федерального
органа исполнительной власти — это
официальный письменный документ, принятый
в определенной форме органом (должностным
лицом) в пределах его компетенции,
оптимально регулирующий общественные
отношения, на регулирование которых
Большинство
ведомственных нормативных
Формы
ведомственных нормативных
правовых актов
Современная система форм ведомственных актов является закрытой и включает:
1) постановления;
2) правила;
3) инструкции;
4) положения;
5) приказ;
6) распоряжения.
1) Постановление
представляет собой широко распространенную
разновидность правовых актов. Этот многозначный
термин используется для обозначения
актов Правительства РФ, прокурора, суда,
палат Федерального Собрания, министерств
и ведомств федерального уровня и субъектов
РФ, муниципальных органов. Постановления
как форма международного документа используется
в практике правотворчества Союзного
государства России
Несмотря
на многозначность, имеются некоторые
общие требования
Несмотря на то, что органы исполнительной власти используют данную форму, ее теоретическая, концептуальная разработка в контексте ведомственного правотворчества отсутствует. С точки зрения законодательной техники и теории нормативных правовых актов, использование формы постановлений министерствами и ведомствами не в полной мере соответствует природе данного акта. Постановление отражает коллективную позицию, тогда как министерства и ведомства являются органами единоличного руководства.
С учетом сказанного, издание ведомственных актов в форме постановлений нецелесообразно по двум причинам: 1) единоличный порядок управления органами; 2) использование акта с одним наименованием на двух уровнях – правительство и ведомства – вредит иерархичности и системности как актов, так и органов.
2) Правила
представляют собой подзаконные правовые
акты, «устанавливающее порядок чего-нибудь».
Они отражают последовательность
Близок к правилам акт под названием инструкция, но имеются различия. Правила описывают поведение субъектов права, их взаимодействие. Инструкция же описывает поведение субъектов по поводу предметов материального мира: например, инструкция по заполнению, по сбору и т.п.
Таким образом, правила – это нормативный правовой акт, детально регулирующий порядок осуществления какой-либо операции, специальной деятельности.
3) Инструкция – «(лат. instuctio – наставление, устройство) один из видов административно-правовых актов подзаконного характера, издаваемых с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта органами исполнительной власти. Особенность инструкций состоит в том, что органы исполнительной власти, как правило, не видят в ней самодостаточного документа, что ведет к образованию разных сочетаний инструкций с другими актами. Например, имеют место инструкции, утвержденные приказами. Эта практика за долгие годы советского и российского правотворческого опыта стала практически нормой.
Нормативная природа инструкции и ее самостоятельное значение следует из текста Постановления Правительства № 1009.
Информация о работе Иерархия ведомственных нормативных актов