Идеи правового государства и его основные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения.

Содержание

. Введение.
2. Идеи правового государства в древности.
3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.
4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.
5. Развитие концепций правового государства в России.
6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства.
7. Правовое государство по Хропанюку В. Н.
8. Основы правового государства.
9. Основные признаки правового государства.
10. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Идеи правового государства и его основные признаки.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Реальные гарантии правовой государственности  Шершевич видит в том, что в  различное время выдвигались  различные гарантии правового порядка  против произвола "...

а) неотъемлемое ограничение власти;

б) принцип разделения властей;

в) правовое самоограничение власти;

г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения. " В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука  в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные  изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и  пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С. С. Алексеева, В. Н. Хропанюка, В. Н. Кудрявцева и др.

По В. Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. " Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства.

В. Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс- твенную основу правового государства.

"Экономической основой правового  государства являются производственные  отношения, базирующиеся на многоукладности,  на различных формах собственности(государственной,  коллективной, арендной, частной, акционерной,  кооперативной и др.) как равноправных  и в одинаковой мере защищенных юридически. " В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся  гражданское общество, которое объединяет  свободных граждан... В центре  внимания... находится человек, его  права, свободы и интересы. Правовое  государство это и социальное государство. "(Но далеко не обязательно и не всегда) .

Нравственная основа правового  государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию. " "Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. " Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни. Высшей  формой выражения и защиты  прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство  права (закона) в обществе как главный  принцип правового государства  предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и  самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение  её свободного развития.

В социально-политической жизни свобода  человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности  его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране. " Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства  и личности. Самоограничение государства  правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Основным  принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие  в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Таковы  основные характеристики правового  государства. В них концентрируются  общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. И. Хропанюк "Теория государства  и права", М. 1993.

2. Е. И. Жильцова "Современная цивилизация и политическая жизнь"

3. С. С. Алексеев "Теория государства  и права" 

4. "История политических учений", ч. 1;М. 1971

5. В. Н. Кудрявцев "Правовое  государство", изд. "Вопросы философии" 

6. В. С. Нерсиянец "Гражданское  общество и правовое государство", журнал "Государство и право"

7. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения,  т. 17


Информация о работе Идеи правового государства и его основные признаки