Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне гово-рят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое со-стояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского обще-ства было исключено из отечественного теоретико-юридического знания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Гражданское общество…………………………………………....5
1.1. Понятие, становление и развитие гражданского общества.…5
1.2. Принципы и признаки гражданского общества……………...10
1.3. Перспективы развития гражданского общества……………..11
Глава II. Правовое государство…………………………………………..16
2.1. Понятие и признаки правового государства………………….16
2.2. Основные принципы правового государства………………...23
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первона-чального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

1.2. Принципы и признаки гражданского общества

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защита естественных  прав и свобод человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; правовое государство, основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнёрство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей[6].

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

1.3. Перспективы развития гражданского общества

Как быстро может завершиться процесс формирования граждан­ского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня граждан­ской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможно­сти играть решающую роль в общественно-политической жизни, рез­кий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократиче­скому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующе-гося гражданского обще­ства (во многом это можно наблюдать и сегодня).

Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния демокра-тически сформированных органов правового государст­ва и институтов гражданского общества. Постепенно по мере повы­шения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государствен­ных проблемах, граждане через институты граждан-ского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе политической рефор­мы члены общества должны иметь гарантированную законом и обес­печенную всем механизмом реформируемой государственной струк­туры возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень своей гражданской культуры.

Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены органичные вековые связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные струк­туры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких усло­виях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация обще­ственного управления могут создать (уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социаль­но-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государ-ственного ре­гулирования и выбор правильной стратегии поэтапного свертыва-ния вертикальных структур и параллельного развития горизонтальных взаимо-связей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формирования гражданского общества.

Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от вла­сти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распростране-ние в годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед рынком в опреде­ленной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приоб­ретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значи-тельной имущест­венной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях про­блемы социальной защищенности, социальной справедливости неза­висимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план.

Не просто идет процесс формирования многочисленных новых общественных организаций и движений. К естественным трудностям их становления добавляется, и сознательное стремление придать им полугосударс-твенный статус и тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесь может служить создан­ный еще в СССР Крестьянский союз, который фактически объеди­нил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сель­ских тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горня­ков) добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей. При отсутствии нормальной налоговой системы тактика давления на любое правительство будет иметь серьезные отрицательные последствия для нашей экономики.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исто­рического развития она превратилась в мощное социальное образо­вание, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие обще­ственные образования экономического и социального порядка. При­своив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей госу­дарственной власти. Без ликвидации подобного противоестественно­го положения вещей развитие гражданского общества будет невоз­можно.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предпо­ложить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных сло­ев населения; создание необходимых условий для перехода к рыноч­ной экономике как основе гражданского общества; подчи-нение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политиче­ских партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствле­ние собственности в самых разных формах и образование равноправных различных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

Развал старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления, такие, как национализм, сепа­ратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие мес­то и раньше, но в условиях реформирования общественной системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского обще­ства. В условиях внерыночной экономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимся максимализмом и нетерпимостью способны привести общество к конфронтации, обост­рению социальных конфликтов. Чтобы сделать их наименее болез­ненными для общества, необходимо прийти к гражданскому согласию, исходя из тех обществен­ных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколе­нием людей всех стран мира. Пройдя длительную проверку време­нем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких поняти­ях, как "гуманизм", "демократия", "справедливость", которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граж­дан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, суще­ствующих среди российских граждан, подобное толкование и прак­тическое осуществление идеи справедливости способны сплотить ос­новную часть населения России. Тем самым будет установлен граж­данский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление это­му процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, на­иболее приемлемой, возможно, станет модель сильного государст­венно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашей страны к гражданскому обществу. Его главной задачей будет создание необходимых условий, при которых идущие в обществе процессы смогли бы войти в нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовое государство

2.1. Понятие и признаки правового государства

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи можно предложить следую­щее определение правового государства: это такая форма орга­низации и деятельности государственной власти, которой свой­ственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разде­ление властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирова­ние прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответствен­ность государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается го­сударством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публич­ной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев об­щества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специ­альным аппаратом управления и принуждения. Для его содержа­ния устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. 

Суверен­ность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношении с другими государствами)[7].

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они являются общими для всех  правовых государств. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфически признаки, указанные в предложенном выше определении:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» — один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании. В связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той              власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конститу­ции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь.

Это проявляется в непосредственном участии населения _ формировании представительных органов государства, наделен­ных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

2)Режим демократического конституционного правления.

При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако­нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть ин­ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную
и судебную. При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие его органов, их перечис­ление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффек­тивно действует, в том числе в обеспечении прав и законных ин­тересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой разви­тости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных органов: законодательные, исполни-тельные, судебные.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности»  государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Конституция РФ предусматривает: го­сударственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[8]. Законодательную власть осуществляет Федеральное Со­брание, исполнитель­ную — Правительство, судебную — органы правосудия, суды. Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти»[9].

Информация о работе Гражданское общество