Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:02, контрольная работа
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
Введение…………………………………………………………..3
1. Понятие гражданского общества…………………………….4
2. Структура гражданского общества…………………………..6
3. Взаимовлияние государства и гражданского общества…...10
4. Конституция РФ и гражданское общество в России……....13
5. Заключение…………………………………………………...20
6. Список используемой литературы……………………….....22
Или, наконец, так называемый совестный суд, существовавший в России тоже в эпоху Екатерины II, когда местные власти в сложных, запутанных ситуациях судили людей не по формальным законам и уложениям, а по совести. То есть, закон нравственный был выше закона юридического, дух закона превалировал над его буквой. Чем не элемент гражданского общества? Нигде, кстати, в Европе аналога этому не было.
В советский
период в условиях идеократического режима,
тем не менее, также существовали элементы
гражданского общества, хотя в более жёстко
контролируемых государством формах.
Например, автономная структура АН СССР,
которая финансировалась государством,
но имела демократическое самоуправление,
самостоятельное научное планирование
и даже некоторую политическую независимость.
Достаточно привести пример с провалом
попытки навязать избрание Н.С.Хрущёва
в академики или лишить академического
звания А.Д.Сахарова. На основе самоуправления
АН СССР превратилась в первоклассную,
мощную научную структуру, от которой
за постсоветский период в РФ сохранились
лишь осколки. И даже эти осколки чиновники
во главе с Фурсенко хотят растоптать.
На такое не решались ни российские монархи, ни коммунисты. Только команде питерских чекистов всё нипочём. Очевидно, очень хотят вписать себя в историю в роли Геростратов. И кто-то будет после этого всерьёз верить официальному вранью о том, что в России под чутким оком президента, Общественной палаты и партии «Единая/Справедливая Россия» строится гражданское общество?
Примеры показывают,
что в рамках монархического и
даже тоталитарного режимов в России существовали
весьма значимые элементы гражданского
общества. Поэтому отечественная традиция
имеет право на воссоздание и развитие
вне слепого подражания западной модели.
Эпигонская попытка построения гражданского общества «сверху» путём слепого копирования западной модели на практике потерпела фиаско и вылилась в социальную утопию. Примерно в такую же, в какую в 70-е годы вылилось построение коммунизма. И тогда, и сейчас, что интересно, большая часть народа понимает, что играет роль массовки в театре абсурда. Но вынуждена соблюдать идиотские правила игры. До поры, до времени, конечно же.
Надо сказать,
что и в США того гражданского общества-эталона,
по существу, тоже нет. Разумеется, его
институты развиты на порядок лучше, чем
в современной России, но должного влияния
на исполнительную власть они тоже оказать
не в состоянии. Например, против войны
в Ираке высказалось 70% американцев, тем
не менее, президент Буш послал туда весной
ещё 20 тысяч солдат. Где влияние американского
гражданского общества-эталона? Практика
убедительно доказала, что гражданское
общество западного типа в своём завершённом
виде тоже является социальной утопией.
Причём, не только для постсоветской России,
но, во многом, и для стран Запада тоже.
Идеи гражданского общества прошли длительный путь развития. Для концепции гражданского общества базовой является принцип субъективной (т.е. личной) свободы, который сочетается с системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга. Гражданское общество подразумевает согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам.
Гражданское общество - одна из наивысших ступеней развития общества, такая совокупность самоуправляющих общественных институтов и отношений, которые, функционируя наряду с другими элементами общественной системы, обеспечивают приоритетное место человеку (со своими правами, свободами и обязанностями).
Конституция
дала мощный импульс для становления новой
российской государственности. Несомненно
ее влияние на развитие всей правовой
системы, всего российского законодательства.
В отличие
от идеологизированных конституций бывшего
Союза ССР и союзных республик, включая
предшествующую Конституцию РСФСР, провозглашавших
высшей целью построение коммунистического
общества, положения действующей Конституции
России (ст. 2) четко определяют, что высшей
ценностью являются человек, его права
и свободы. При этом Конституция не ограничилась,
как это нередко бывало ранее, декларацией,
а установила, что признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
– обязанность государства. Далее, в Конституции
имеется отдельная глава (гл. 2), которая
содержит конкретные нормы и предписания,
раскрывающие совокупность основных прав
и свобод, гарантированных высшим Законом.
По объему это самая обширная глава Конституции.
Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы,
непосредственно связанные со статусом
личности, регламентируются более чем
в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993
г. отразила качественные изменения
в социальной политике государства.
Из нее исключен классовый подход
к различным слоям населения,
в частности нет упоминания о ведущей
роли рабочего класса и других категорий
трудящихся в построении общенародного
государства, о трудовых коллективах как
активной части политической системы.
В то же время закреплены институты частной
собственности и свободного предпринимательства,
которые типичны для экономики, основанной
на свободном рыночном хозяйстве.
По своей структуре
и содержанию Конституция 1993 г. близка
к традиционным конституциям развитых
демократических стран, большинство
которых отражает стремление обеспечить
координацию деятельности всех ветвей
власти в государстве и в то же время установить
реальные приоритеты каждой из них с учетом
специфики сложившихся политических отношений
на определенном историческом этапе развития
государства.
Из девяти глав
Конституции организации власти
посвящено полностью пять (гл. 4-8)
и в значительной мере – две (гл.
1 «Основы конституционного строя»
и гл. 3 «Федеративное устройство»).
При оценке значения
и места Президента, Федерального
Собрания и Правительства в новой Конституции
многие правоведы и политологи находят
аналоги в зарубежном законодательстве,
и прежде всего во французской Конституции,
утвержденной на референдуме 28 сентября
1958г. Отметим, что контуры и концепция
ее были определены Президентом Ш. де Голлем
исходя из необходимости сильной личной
власти для выхода Франции из тяжелого
в те годы кризисного положения.
Список используемой
литературы
1. Конституция РФ.
2. Гаджиев К. С. "Политическая наука", М.: 1998.
3. "История
правовых и политических
4. Енгибарян Р.В. "Теория государства и права". Учебное пособие. М.: Юрист, 1999.
5. Воротилин Е. А. "Идеи правового государства в истории политической мысли" //Политология. Курс лекций. М., 1997.
6. Алексанян
А.С. К вопросу об определении
понятия «гражданское общество»
7. Арато А.
Концепция о гражданском
8. Бакалов А.И.
Правовое государство и
9. Мамут Л.С.
Гражданское общество и
10. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.: Инфра-М, 2004.