Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:02, контрольная работа
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
Введение…………………………………………………………..3
1. Понятие гражданского общества…………………………….4
2. Структура гражданского общества…………………………..6
3. Взаимовлияние государства и гражданского общества…...10
4. Конституция РФ и гражданское общество в России……....13
5. Заключение…………………………………………………...20
6. Список используемой литературы……………………….....22
Политическая
сфера советского общества характеризовалась
жесткой однопартийностью. Никакие иные
политические партии, кроме КПСС, не действовали.
Единственной молодежной политической
организацией являлся Всесоюзный Ленинский
Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ)
- комсомол. Политический характер носила
даже детская организация - Всесоюзная
пионерская организация - Всесоюзная пионерская
организация имени В.И.Ленина.
Местное
самоуправление в бывшем СССР отсутствовало
- местные Советы входили в систему органов
государственной власти и полностью подчинялись
вышестоящим государственным органам.
Профессиональные
союзы имели централизованное руководство
в лице Всесоюзного центрального совета
профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически
профсоюзы считались общественной организацией.
Однако фактическое огосударствление
профсоюзов началось еще в первые годы
Советской власти. Они были объявлены
"школой коммунизма" и фактически
вошли в механизм советского государства,
причем профсоюзы первоначально даже
отводилось второе место после коммунистической
партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская
жизнь "левизны" в коммунизме"
писал: "Партия непосредственно опирается
на профсоюзные органы, которые насчитывают
теперь, по данным последнего (апрель 1920
г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически
все руководящие учреждения громадного
большинства союзов... состоят из коммунистов
и проводят все директивы партии... Затем,
разумеется, вся работа партии идет через
Советы, которые объединяют трудящиеся
массы без различия профессий... Таков
общий механизм пролетарской государственной
власти, рассмотренной "сверху", с
точки зрения практики осуществления
диктатуры".
Духовно-культурная
сфера советского общества также подвергалась
сильному огосударствлению, а информационная
система полностью находилась в руках
государства. За пределами государства
оставалась только церковь и религиозные
организации, напротив, антирелигиозная,
атеистическая пропаганда составляла
значительную часть государственной идеологии,
а сами религиозные институты и их представители
периодически подвергались преследованиям,
в том числе и уголовного характера.
В современной
Российской Федерации, одновременно с
провозглашением ее правовым государством,
стали формироваться и институты гражданского
общества, функционирующие более или менее
свободно и автономно от государства.
В экономической
сфере признано многообразие форм собственности
(ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации),
действуют многочисленные коммерческие
организации, находящиеся в частной, муниципальной
и иных формах собственности.
В политической
сфере реально существует многопартийность.
Минимальным стало огосударствление духовно-культурной
сферы. Так, например, большинство дошкольных
учреждений и школ в настоящее время являются
не государственными, а муниципальными;
действуют многочисленные частные и иные
негосударственные образовательные учреждения.
В информационной сфере действуют как
государственные и муниципальные, так
и иные (независимые) средства массовой
информации.
Можно сделать
вывод, что при характеристике структуры
гражданского общества следует иметь
в виду три обстоятельства.
Во-первых, изложенная
классификация предпринята в
учебных целях и носит условный
характер. В действительности названные
структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности
общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Объединяющим фактором, эпицентром многообразных
связей между ними выступает человек (гражданин)
как совокупность общественных отношений
и мера всех вещей.
Во-вторых, при
изучении социальной, экономической
и других систем как относительно
самостоятельных явлений нельзя
недооценивать и другие структурные
составляющие (идеи, нормы, традиции).
В-третьих, надо
видеть то, что связующим, упорядочивающим
фактором структуры и процесса жизнедеятельности
общественного организма служит право
с его естественной общегуманистической
природой, подкрепленной прогрессивным,
демократическим законодательством, что
логика развития гражданского общества
неизбежно приводит к идее правовой государственности,
правового демократического общества.
Взаимовлияние государства
и гражданского общества.
Система
взаимоотношений
гражданского общества
и государственной
власти
Перспективы демократических преобразований и достижения стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента: 1) всестороннее развитие общественной инициативы и самодеятельности и 2) утверждение прочного правопорядка во всех сферах жизни гражданского общества и государства.
В современных условиях весьма острыми остаются проблемы преодоления отчуждения государства от общества, повышения меры доверия между обществом и властью, установления партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усиления их взаимной поддержки и согласованной деятельности. «Переход к подъему требует создания в стране качественно иного уровня взаимного доверия общества и власти. Доверие к власти становится категорией не только политической, но и экономической. Перспектива подъема диктует, чтобы действия государства были открыты, понятны и контролируемы обществом. Укрепление такого доверия требует, чтобы и власть, со своей стороны, в гораздо большей степени была осведомлена о состоянии общественного мнения, учитывала его при определении политики». Задача состоит в том, чтобы было «создано государство, подчиненное интересам общественного саморазвития».
Надлежащая реализация такой либерально-демократической модели отношений между обществом и государством возможна лишь в условиях прочно утвердившегося конституционно-правового строя, достаточно развитой многопартийности парламентского типа, высокой политической и правовой ответственности, активности и культуры как самих членов общества, так и его политических представителей.
Существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии.
Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), они как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д.
Выразить частные интересы и воли членов гражданского общества в политической форме означает найти их надлежащее место и значение на уровне и в контексте всеобщих интересов и общей воли всего населения, всего народа, т.е. в конечном счете, выразить их в той всеобщей правовой (и государственно-правовой) форме, в которой вообще могут быть учтены и удовлетворены те или иные частные (индивидуальные, групповые, классовые и т.д.) интересы. Поэтому борьба различных партий власти, как и в целом их политическая деятельность, должна вестись легально, в рамках требований Конституции и действующего законодательства, словом, в правовой форме.
Согласно либертарно-юридической трактовке общества, права и государства, политика - это осуществляемые в правовой форме общественные отношения легальных субъектов по приобретению и реализации государственной власти. Такими легальными субъектами, по действующему российскому законодательству, являются народ в целом в качестве суверена, отдельные граждане, официально зарегистрированные политические общественные объединения (политические партии, политические движения, политические организации).
Политику следует отличать как от неполитических отношений (от частных отношений), так и от антиполитических явлений и действий, представляющих собой нарушение правопорядка (разного рода антиконституционные, «внесистемные», насильственные формы борьбы за государственную власть и ее использования).
«Политика» же в ее марксистско-ленинской трактовке в виде насильственно-революционной классовой борьбы за уничтожение существующего государственно-правового строя, захват власти и установление диктатуры во главе с монопольно правящей коммунистической партией - это антиправовое и антигосударственное состояние, как об этом свидетельствуют идеология и практика коммунистического тоталитаризма XX в. в СССР и целом ряде других социалистических стран.
Юридический подход к политике исходит из того, что единственным источником политической (государственной) власти и верховным ее носителем (т.е. сувереном, носителем суверенитета) является народ; соответственно государство представляет собой институциональную (организационную) форму существования и действия этой же политической власти, а правовой закон - нормативную форму ее существования и действия.
Политическая власть - это всеобщая, суверенная, публичная (т.е. распространяющаяся на всех), государственная (государственно-правовая) власть, и никакой другой политической власти с точки зрения единого для всех (и общеобязательного) права и государства не может быть. Поэтому сама по себе политическая партия (и любое другое политическое объединение) обладает лишь внутрипартийной (внутриорганизационной) властью в отношении своих членов: партия (от лат. pars - часть, группа) - это лишь определенная группа лиц, часть населения, и власть ее носит внутригрупповой, частный (непубличный!) характер. Причем и эта внутриорганизационная власть в политической партии парламентского типа (способ формирования руководящих органов партии, их полномочия, порядок принятия устава и его содержание, права и обязанности членов Партии и т.д.) должна устанавливаться и осуществляться в соответствии с конституционными правами граждан на объединение, на основе действующего законодательства, в рамках демократических процедур с соблюдением требований принципа правового равенства всех граждан, добровольности их членства в партии и т.д.
Когда же выдвиженцы политической партии (или другого политического общественного объединения) оказываются в результате выборов или назначения носителями определенной политической (государственной) власти, они должны уже соответственно действовать не с узкопартийных, а с общегосударственных (государственно-правовых) позиций.
Депутат
(или другое выборное лицо - президент,
губернатор, мэр и т.д.) - это по своему государственно-правовому
статусу и полномочиям избранник и представитель
народа (всех граждан, образующих соответствующий
электорат), а не того или иного политического
объединения или части населения, которые
выдвинули его кандидатуру и голосовали
за него. Поэтому в законотворческой и
всякой иной деятельности отдельных депутатов,
фракций и депутатских групп представительного
органа не партийная принадлежность и
корпоративные пристрастия, а государственно-правовое
начало должно в конечном счете определять
содержание и характер соответствующих
решений, формы и способы удовлетворения
тех или иных частных (групповых) интересов,
требований, устремлений.
Конституция РФ и гражданское
общество в России.
Структура
конституции Российской
Федерации
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определенные общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
В основе определения последовательности расположения в Конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.
Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.