Доведение
содержания решения до сведения заинтересованных
лиц осуществляется или сразу
после вынесения решения или по истечении
установленного процессуальными нормами
срока. На этой стадии процесс применения
норм права завершается и начинается реализация
акта применения нормы права (исполнительное
производство, которое детально регулируется
процессуальным законодательством, отдельными
законами). Решения должны быть в обязательном
порядке исполнены, кроме случаев, когда
исполнение решения приостанавливается,
откладывается или прекращается в связи
с наступлением определенных обстоятельств,
изменением обстановки, принятием нового
законодательства, которое устраняет
наказуемость действия (бездействия) и
т.д. В любом случае, контроль за исполнением
решений ложится на компетентные государственные
органы (суд, прокуратуру др.).
2.3.
Акты применения права:
понятие и виды
Официальной
формой и итогом выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения
права, посредством которых закрепляются
решения компетентных органов по
конкретному юридическому делу. Эта
разновидность правовых актов характеризуется
определенными специфическими чертами,
а именно:
- Во-первых,
акт применения права – это решение по
конкретному делу официального компетентного
органа, которого государство уполномочило
на реализацию права в определенных сферах
общественных отношений
- Во-вторых,
акт применения права содержит государственно-властное
веление, обязательное для соблюдения
и исполнения всеми, кому оно адресовано,
и обеспечиваемое силой государства
- В-третьих,
акт применения права имеет определенную,
установленную законом форму. Несоблюдение
формы издания такого акта может повлечь
его отмену или необходимость изменения.
Надлежаще оформленный документ издается
в форме приказов, постановлений, распоряжений
и т.д.
- В-четвертых,
акт применения права направлен на индивидуальное
регулирование общественных отношений.
В нем строго индивидуализируются (персонифицируются)
субъективные права и юридические обязанности
конкретных лиц исходя из определенной
жизненной ситуации. Акт применения права
регулирует не вид общественных отношений,
а единичное, конкретное отношение.
С учетом
вышеизложенного можно сформулировать
понятие акта применения права. Акт
применения права
– это официальное решение компетентного
органа по конкретному юридическому делу,
содержащее государственно-властное веление,
выраженное в определенной форме и направленное
на индивидуальное регулирование общественных
отношений.
Акты применения права отличаются от других
правовых актов, в частности от нормативно-правовых,
следующими чертами:
- Нормативно-правовой
акт носит общий характер, регулирует
определенный вид общественных отношений,
обращен ко многим лицам, действует до
тех пор, пока его не отменят. Акт применения
права носит индивидуальный характер,
регулирует конкретное общественное отношение,
обращен к конкретным лицам, его действие
распространяется на конкретный случай
- Нормативно-правовой
акт устанавливает, изменяет или отменяет
нормы права, являясь общей нормативной
основой правового регулирования. Акт
применения права этого делать не может.
Он претворяет, реализует общие предписания
нормативного акта в жизнь, выступая необходимым
средством перевода общеобязательных
нормативных предписаний в сферу конкретных
жизненных ситуаций и применительно к
конкретным людям.
Основные
требования, которые предъявляются
к актам применения, заключается
в том, чтобы они:
- Строго соответствовали
нормативно-правовым актам, на основе
которых они принимаются
- Издавались
в пределах компетенции правоприменительного
органа или должностного лица
- Содержали
глубокую и всестороннюю характеристику
данного дела
- Имели все
необходимые реквизиты, придающие актам
применения официальный характер (наименование
акта, время и место его принятия, наименование
органа, издавшего данный акт, наличие
соответствующей печати, подписи и т.п.)
Акты
применения, или индивидуальные акты,
не являются источниками права. Они не
содержат в себе каких-либо общих правил
поведения, а лишь применяют соответствующие
нормы права к конкретному случаю, событию
или лицу. Правоприменительные акты принимают
практически все органы государства в
различных сферах общественной жизни,
в связи с урегулированием различных жизненных
ситуаций, что и обусловливает их разнообразие.
Поэтому классификация правоприменительных
актов на виды может проводиться по различным
основаниям. По субъектам, осуществляющим
применение права, акты подразделяются
на:
- Акты государственных
органов и общественных организаций
- Акты главы
государства – Президента РФ
- Акты федеральных
органов власти и управления
- Акты органов
власти и управления субъектов Российской
Федерации
- Акты органов
правосудия
- Акты органов
прокуратуры
- Акты органов
надзора и контроля
- Акты коллегиальные
и единоличные
По предмету
правового регулирования, т.е. по отраслям
применяемых норм различают:
- Акты конституционно-правовые
- Акты административно-правовые
- Акты уголовно-правовые
- Акты применения
материального и процессуального права
По форме
правоприменительной деятельности
можно выделить:
- Акты исполнительные,
связанные с применением диспозиции нормы
права, имеющей дозволяющее содержание,
и призванные наиболее эффективно регулировать
многообразные проявления правомерного
поведения
- Акты правоохранительные,
связанные с реализацией правовых санкций
за совершенное правонарушение, а также
применением мер по их предупреждению
По функциональному
признаку, т.е. по их месту в механизме
правового регулирования, выделяют два
вида:
- Акты-регламентаторы,
определяющие субъектов конкретного отношения;
указывающие объем их субъективных прав
и юридических обязанностей; предусматривающие
моменты возникновения конкретного правоотношения,
условия его развития и прекращения
- Правообеспечительные
акты, которые также выполняют известную
роль в индивидуальном регламентировании
общественных отношений; их функции состоят
главным образом в том, чтобы на основе
властных полномочий компетентных органов
обеспечить реализацию правоотношений
и, следовательно, достижение целей правового
регулирования.
По форме
внешнего выражения акты применения
права подразделяются на:
- Акты-документы
- Акты-действия
Правоприменительный
акт-документ – это надлежащее оформленное
решение компетентного органа, составленное
в письменном виде, поскольку требуется
строгая определенность в фиксации, например,
фактических обстоятельств расследуемого
дела, применении мер государственного
принуждения и т.д. Все это позволяет точно
установить содержание акта, проверить
законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру,
что обусловлено положением правоприменительного
органа и значением рассматриваемых вопросов,
а также юридической силой решения и процедурой
его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
- Включающие
все четыре его составные части – вводную,
описательную (констатирующую), мотивирочную
и резолютивную (приговор или решение
суда, другие юрисдикционные акты)
- Состоящие
из трех частей – вводной, описательной,
резолютивной, что характерно для следственных
и административных протоколов
- Содержащие
две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения
на совершение определенных действий)
- Не имеющие
указанных разделов, за исключением резолютивной
части (резолюции «утвердить», «оплатить»,
«исполнитель» и т.п., наложенные должностным
лицом на соответствующих документах).
По наименованию
правоприменительные акты-документы
подразделяются на указы, постановления,
приказы, протоколы, приговоры, решения,
предписания и т.д. Правоприменительные
акты-действия делятся на словесные и
конклюдентные. Словесные акты применения
права-действия – это, к примеру, устные
распоряжения руководителя органа, отдаваемые
подчиненным и т.п. Конклюдентные правоприменительные
акты-действия совершаются посредством
сочетания определенных жестов, движений
и тому подобных действий, явно и наглядно
выражающий решение субъекта применения
права (жесты милиционера, осуществляющего
регулирование движения транспорта и
пешеходов). Как и письменные, правоприменительные
акты-действия обладают властной силой
и влекут юридические последствия. Отказ
от выполнения или ненадлежащее их выполнение
может повлечь дисциплинарную, административную,
материальную, уголовную ответственность.
По своему юридическому значению акты
применения права могут быть подразделены
на основные и вспомогательные. Основные
– это акты, которые содержат завершенное
решение по юридическому делу (приговор,
решение суда). Вспомогательными считаются
такие акты, которые содержат предписания,
подготавливающие издание основных актов
(надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
В зависимости от действия во времени
правоприменительные акты делятся на
акты однократного действия (наложение
штрафа) и длящиеся (регистрация брака,
назначение пенсии и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
реализация или осуществление права
(претворение его в жизнь) –
это родовое, наиболее широкое, собирательное
понятие, а соблюдение, исполнение,
применение, использование и другие
формы – видовые. Их надо соотносить
с общей категорией – «правореализация».Применение
– это такой способ реализации права,
который связан с властными действиями
юрисдикционных органов и должностных
лиц.
По
своей сущности применение права
выступает как организующая властная
деятельность государства, посредством
которой упорядочивается общественная
жизнь путем установления четких организационных
начал взаимоотношений между различными
субъектами общественных отношений, сосредоточения
решения определенных вопросов в руках
компетентных органов.
Применение
права как особая форма реализации
отличается от соблюдения, исполнения
и использования рядом характерных
черт.
Правоприменительная
деятельность осуществляется в особых,
установленных процессуальным законом
формах. Это способствует укреплению
законности и правопорядка в обществе,
обеспечению защиты интересов личности.
Применение
права – это не одноактное действие,
а определенный процесс, имеющий
начало и окончание.
В
целом применение правовых норм должно
быть справедливым, законным, обоснованным,
своевременным и гласным. Только в таком
единстве оно может быть эффективным,
достигать своих целей, приносить пользу.
Важно, чтобы закон и суд не расходились,
а дополняли друг друга. Недопустимо также
в процессе правоприменения противопоставление
законности и целесообразности (политической,
идеологической, прагматической и т.д.).