- Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.
С
помощь права определяются место,
роль, функции частей государственного
механизма, их взаимодействие с другими
органами и населением. Упорядочивая
внутри организованные связи государства,
право позволяет обеспечить рациональное
устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного
характера формируют государство
как систему с развитым органическим
построением. Тем самым право создает
юридические предпосылки для эффективной
работы всех звеньев государственной
машины.
- Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно
можно отметить ряд направлений,
характеризующих организующую роль
права в отношении к государству:
- Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.
- Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
- Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
- Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
- Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
- Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
- Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения [9,C.78].
Итак, государство как суверенная
власть не может существовать и функционировать
вне права. Концепция господства
права (правового государства) как
раз исходит из того, что право
в интересах личности, общества в
целом связывает, ограничивает государство.
Оно выступает мощным ограничителем
государственного произвола. В указанном
смысле право выступает как сила,
способная подчинить государство.
Образно говоря, право выступает
над государством для того, чтобы
господство не встало над обществом.
В
современных условиях связывающая
роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается
следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности
общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство.
Активность государства в этом случае
не подавляется. Напротив, она расходуется
результативно и исключительно
в интересах общества и отдельной
личности. Только будучи связанным
с правом, государство может действовать
свободно, а значит, соответствует
своему историческому предназначению
[9,C.78].
Глава 3. Правовое государство:
основные признаки
Идея
правового государства основывается
на необходимости достижения гармонии,
справедливости в обществе. Вековой
опыт государственного правового развития
вырабатывал основные признаки, позволяющие
при их реализации в жизни общества
оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения
интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально
закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк,
Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Эта
идея, как противовес абсолютизму
разрабатывалась известными в России:
Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым
и др. Реализация основных признаков
правового государства является
одним из условий его формирования,
и они отражают направление движения
к цивилизованному обществу. Можно
выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему
свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными
признаками правового государства,
как представляется, его сущностными
характеристиками можно выделить следующее:
- верховенство закона;
- организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
- обеспечение взаимной ответственности государства и граждан [9,C.78].
Иные
черты, которые встречаются в
литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных
признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом
его содержательной стороны, т.е. что
закрепляется в законах, поскольку
законы могут быть справедливыми
и несправедливыми. В фашистской
Германии, в сталинский период тоже
были законы. Суть вопроса здесь
стоит в том, чтобы закон соответствовал
идее справедливости, приоритету общечеловеческих
ценностей и таким образом соответствовал
своей правовой природе. Закон может быть
правовым и соответствовать воле большинства
народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это
наиболее полное отражение общественного
мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как
выборы, референдумы. Таким образом, государственная
власть должна в своих законах закреплять
волю народа, и только такой закон является
правовым [2,C.8].
Верховенство
закона отражает не только содержание
законов, но и не в меньшей степени
связанность государства и его
органов и должностных лиц, а
также требования ко всем гражданам
соблюдения и исполнения законов. Верховенство
закона означает и определенную иерархию
нормативных актов, исключающую
противоречие между ними. В государстве
законы должны соответствовать нормам
международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей
в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты
должны ей соответствовать и не противоречить.
Цивилизованное существование государственной
власти может быть только не принципе
четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций
и отлаженного механизма сдержек
и противовесов между ними. Ни одна
власть не должна присвоить несвойственные
ей функции и четко руководствоваться
законом. Конституции устанавливают
систему разделения властей и
осуществления полномочий парламентом,
правительствами, президентом и
разграничивает полномочия федеральных
органов и органов субъектов
федерации. Действенное разделение
функций властей может быть при
взаимных сдержках и противовесах.
Таким механизмом можно считать
выборность органов, депутатский контроль
за деятельностью органов и должностных
лиц исполнительной власти формирование,
избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие
решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления
референдума, право созыва сессии парламента
и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек
и противовесов является деятельность
Конституционного Суда по разрешению
дел о конституционности законов и иных
нормативных актов, разрешению споров
о компетенции между государственными
организациями [2,C.7].
Вопрос
о взаимной ответственности государства
и гражданина связан с признанием
их равными субъектами. Следует отметить,
что именно преувеличение роли государства
является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы
и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях
носит формальный характер. В правовом
государстве как государство
должно нести ответственность перед
личностью, так и личность должная
нести ответственность перед
государством. Совершение преступлений,
за которые виновные несут ответственность
и тем самым не реализуется
должная защита прав граждан, прав потерпевших.
Государство должно гарантировать
гражданам нормальные условия существования
и должно нести ответственность
за выполнение обязанностей. Государство
считается правовым, если выполняются
и взаимные обязанности как государством
, так и личностью [9,C.10].
Рассматривая
основные признаки правового государства,
следует отметить, что мерой каждому
признаку должен быть человек. Реализация
указанных признаков в жизни
отражает движение к правовому государству.
Правовое
государство не следует понимать
как законченную, совершенную формулу,
как некую статическую субстанцию.
Правовое государство одновременно
является категорией сущего и должного,
идеалом, преобразующим действительность.
Заключение
Разные
подходы к праву, разные взгляды
на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов
на исторические судьбы права и государства.
Общее мнение одно – право и
государство развиваются.
Признание
закономерностей социального развития
и обращение в связи с этим
к историческому опыту позволяет
надеяться, что прогностическое
определение судеб права и
государства будет удовлетворять
научному подходу и служить практике
государственного правового строительства.
Еще
два – три десятилетия назад
политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской
теории отмирания права и государства.
Ее основной вывод состоит в том,
что государство и право существуют
не извечно, они опять исчезнут с
построением бесклассового коммунистического
общества.
Не
было бы неверно оценивать весь опыт
советского государственного строительства
только отрицательно. Его компрометирует
утопизм отдельных теоретических
положений (догм) , забегание вперед,
прожектерство, огосударствление форм
общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом
случае в постперестроечный период
теория отмирания государства и
права не находит своих сторонников.
Единственной теорией, которая в
последнее десятилетие XX в. пришла
ей на смену в России является теория цивилизма
(В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе
реального социализма открылась возможность
формирования неотчуждаемого права каждого
на равную цивильную собственность и в
целом движения к более высокой ступени
прогрессе свободы.
Негативное
отношение к государству и
неправовым законам, от него исходящим,
может иметь место только там,
где законодательство и государство
характеризуются отрицательно. Но такую
характеристику нельзя распространять
на государство и право вообще.
Уместно в это связи вспомнить,
в силу каких причин появилось государство,
почему его воле стали придавать общеобязательное
значение. И если среди этих обстоятельств
видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует
связывать судьбу права и государства.
Хорошо сравнение изобретения права с
изобретением колеса. Последнее, как известно,
могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени
оно используется для обеспечения поступательного
развития общества. Наука общей теории
права и государства должна моделировать
прогрессивную роль государственно-правового
механизма.
Список использованной
литературы
- Бабаев В. К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2009. - 592 с.
- Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дис... канд. юрид. наук. / Б. Т. Бызылев - Киев,2011. - 16 c.
- Базылев Б. Т. Ответственность в советском праве. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 2010. - 72 с.
- Базылев. Б. Т. Юридическая ответственность. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 2010. - 120 с.
- Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2009. С. 80-81.
- Бутнев В.В. Гражданская процессуальная ответственность. Ярославль, 2009. С. 55.
- Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2009.- 595 с.
- Кузнецов Н.В. Санкции в гражданском процессуальном праве: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. –Саратов, 2009. С. 6-16.
- Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: изд-во МГУ, 2009.- 238 с.
- Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М.: Юридическая литература, 2009. - 313 с.
- Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Акад. курс в 2-х т. Теория права, т. 2. / М. Н. Марченко - М.: Зерцало, 2005. - 640 c.
- Нохрин Д.Г. Меры защиты в гражданском процессуальном праве РФ / Д. Г. Нохрин // Арбитражный и гражданский процесс. – 2010. - № 10. – С.5 – 10.
- Нохрин Д.Г. Ответственность суда за неправомерное бездействие / Д.Г. Нохрин // Российская юстиция. – 2011. - №1. – С.6-12.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 2011. – 472 с.
- Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 2011. -312с.
- Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 2009. – 431 с.
- Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 2011.- 228с.
- Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 2010. - 336с.
- Хропанюк, В.Н.Теория государства и права- М.: Отечество,2009. – 347 с.