Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:38, доклад
Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда , Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами.
Но Маркса и Энгельса есть в чем упрекнуть. Марксистская теория придаёт социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.
Согласно этой концепции, пусковым механизмом зарождения права являются классовые противоречия. Авторы считают их катализатором социального прогресса вообще. Из этого следовало бы сделать вывод о том, что если мы стремимся к общественному прогрессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу. Однако опыт социальной жизни говорит о том, что классовая борьба – это явление, которое можно рассматривать и как отрицательное, поскольку она не способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, так необходимых для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).
В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества. Акцент же Маркса и Энгельса на право лишь как инструмент подавления не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе.
Но при всех недостатках
классовой теории, нельзя забывать
о её плюсах. Принцип историзма, подход
к появлению права как
1 Морозова Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,
2 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права.Учеб.пособие.-М., Высшая школа.,2004.- 314с.
3Шумаков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.№7, 1999.-52с.
4 Морозова Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,
5 Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. ТГП:Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-85с.
6 Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник.2000. №1 – 4с.
7 Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов.-5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.-551с.