Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:38, доклад
Самые ранние формы объединения предков современного человека были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда , Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами.
Следовательно, одной из
На Востоке узурпировались не сами средства производства, ауправление ими. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер.
Восточное общество было застойным: на протяжении веков и тысячелетий оно практически не развивалось. Так, в Китае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.
Восточные государства имеют много общего:
» они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;
» эти государства обладают сильным чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
» были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
» правовые системы государств в большинстве неразвиты, закреплены в религиозно-нравственных догмах и часто поддерживаются обычаями, «культом предков» и т.п.;
» как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.
Восточные государства в
некоторых своих чертах
Можно определить главные
характеристики азиатского (
= возникновение из
= экономическая основа - общественная
и государственная
= политическое господство
= чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.
Западный путь возникновения государства
В отличие от восточного
пути, имевшего универсальный
Основным фактором
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь
» основой государства
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
a) Афинская форма
В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. В Древних Афин государство развивалось, преобразуя органы управления родового строя и постепенно вытесняя их государственными органами власти. Внешние (случайные) обстоятельства существенного влияния не оказывали.
Афинская форма
Афинское государство
В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что отличает её от Древних Афин. Спарта была аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя.
Появление государства в Спарте обусловлено:
• необходимость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население;
• стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей,
• постоянная угроза восстания рабов-илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев и другие.
b) Римская форма государства
В основном процесс
Необходимость умерять
c) Германская
Германские племена долгое
время служили поставщиками
Если само положение Греции
и Рима способствовало
Древнегерманская форма
Завоевание франками
Таким путем шло развитие
и других государств на
В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.
Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Образно говоря по такой "формуле": "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".
Типичным был путь
Важнейшей закономерностью
процесса возникновения
Африканские государства
Свои особенности имело
Некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Правители были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т.к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.
В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.