Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:03, курсовая работа
Цель работы: Исследовать проблемы изменений в функционировании государственных органов власти в России в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов. На основе широкого круга источников.
Задачи:
Собрать и систематизировать литературно – критические материалы по заявленной теме.
Исследовать литературно – критические материалы, архивы, отзывы по данной теме.
Оформить результаты в виде курсовой работы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Власть и народ………………………………………………………..4-11
§ 1 Органы государственной власти и управления…………………………...4-5
§ 2 Государственный Комитет Обороны……………………………………...6-7
§ 3 Ключевая фигура – Вождь………………………………………………..8-10
§4 Крестьяне……………………………………………………………………...11
Глава 2 Изменения в праве…………………………………………………..12-25
§ 1 Гражданское право……………………………………………………….12-13
§ 2 Семейное право…………………………………………………………..14-17
§ 3 Трудовое право…………………………………………………………...18-19
§ 4 Уголовное право………………………………………………………….20-21
§ 5 Органы юстиции и суда………………………………………………….22-23
§ 6 Депортации народов……………………………………………………..24-25
Глава 3 Цена победы……………………………………………………........26-30
§ 1 Историческая значимость………………………………………………..26-27
§ 2 Причины непомерных потерь…………………………………………...28-30
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…
§ 4 Крестьяне
Русские крестьяне издавна период весенних работ обозначили словом «страда» - от глагола «страдать». Страдная пора была временем колоссального напряжения физических и нервно-психических сил крестьян, требовала полной отдачи. Лишь зимой мужики позволяли себе расслабиться, «полежать на печи». Долгие 1418 дней войны слились для крестьян в одну большую страду, в которой не было времени передохнуть ни летом, ни зимой.
И еще одно важное отличие «военной страды». Раньше, особенно тогда, когда вели полунатуральное «самоедское» хозяйство, им достаточно было худо-бедно прокормить себя и свою семью. Ненасытный молох войны требовал от крестьян не только человеческих жертв, но и огромного количества продовольствия: хлеба, мяса, масла, сахара, разнообразного сырья. В годы войны на довольствии находилось 9-11 млн. солдат и офицеров Красной Армии, а на государственном продовольственном обеспечении – до 80,6 млн. гражданского населения.
В мае 1939 г. принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР, имевшее целью привлечь к выполнению «минимума» все трудоспособное население колхозов. Постановлением тех же органов в феврале 1942 г. обязательный минимум увеличен почти в 1,5 раза. Впервые этот минимум распространялся на подростков 12-16 лет. Председателя правлений колхозов и бригадиры,
которые не предавали суду
нарушителей этого
Глава 2 Изменения в праве
§ 1 Гражданское право
Сначала следует отметить,
что советское законодательство
считалось действовавшим не только
на территорию, находящеюся под защитой
советских войск, но и на область,
временно оккупированную врагом. Поэтому
гражданско-правовые сделки, совершенные
территории за время её оккупации, если
они противоречили закону или
не соответствовали интересам
Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток .
Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942
г. эвакуированные рабочие
и служащие получали жилплощадь на
новом месте жительства, а их квартиры
поступали в распоряжение исполкомов
местных Советов и
- их эвакуация была в свое время документально оформлена;
- квартирная плата вносилась своевременно;
- лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили;
В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым. В связи с войной, когда много людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.
§ 2 Семейное право
Серьёзное снижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война, потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей, решение вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.
Меры, предусматривающие дополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличение народонаселения Советского Союза,
начались уже в самом начале войны. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. 1 сентября 1942 г. СНК СССР принял постановления, установившие новый порядок выдачи пособий по беременности и родам женщинам - служащим вольнонаемного состава войсковых частей и учреждений, а также пособий по беременности и родам женщинам - военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава, уволенным из Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР. Улучшилась организация ясельного обслуживания.
Условия военного времени
привели к необходимости
Многочисленные случаи приема советскими гражданами в свои семьи осиротевших детей были проявлением высокого патриотизма и гуманизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. разрешалось записывать малолетних детей в актах гражданского состояния не как усыновляемых, а как собственных детей с присвоением ребенку фамилии и отчества усыновителя.
Значительную роль в укреплении советской семьи, ее материального благосостояния и правовой устойчивости сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие, пять и шесть детей, а семь и более - орденом, десять – почетным званием «Мать-героиня». Указ установил выплату
государственного пособия
многодетным матерям с рождений
не седьмого, а третьего ребенка. Денежные
суммы единовременного и
Кроме поощрения многодетных матерей Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней с, правом присоединять свой очередной отпуск, освобождал беременных женщин от сверхурочных работ, а женщин, имеющих грудных детей, - от ночных работ, снизил наполовину плату для низкооплачиваемых родителей, имеющих трех и более детей, за помещение детей в детские ясли и сады, утвердил план расширения сети детских воспитательных учреждений.
Наряду с этим, Указ внес
серьезные, а по некоторым вопросам
коренные изменения в законодательство
о семье и браке. Исходя из целей
дальнейшего укрепления советской
семьи как основной ячейки коммунистического
воспитания подрастающего поколения,
Указ установил, что только зарегистрированный
брак порождает права и обязанности
супругов. Лица, фактически состоявшие
в брачных отношениях до издания
указа от 8 июля 1944 г., могли оформить
свои отношения путем регистрации
брака с указанием срока
которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи, актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.
Усложнился процесс развода:
он производился не путем регистрации
в органах Загса, а производился
в судебном порядке. Для возбуждения
судебного производства необходимо
было обязательное соблюдение ряда условий,
в частности подача в народный
суд заявления о желании
Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название «О наследниках по закону и по завещанию». Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.
Были установлены следующие очереди: 1) дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь; 2) трудоспособные родители; 3) братья и сестры.
Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.
При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.
§ 3 Трудовое право
Для обеспечения безостановочной
работы предприятий, замены работников,
ушедших в вооруженные силы, для
проведения оборонных, строительных работ,
заготовок топлива, восстановления
транспорта, охраны военных объектов,
борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями
и т.д. вводились чрезвычайные меры
регулирования трудовых отношений.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 22 июня 1941 г. «О военном положении»
предоставил право военным