Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа
Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и другое – очень подробно исследованы в юридической литературе. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права.
Введение …………………………………………………………………………..…3
1 Государство и право……………………..………………………………………...5
1.1 Понятие государства…………………………………………………………….5
1.2 Признаки и определение права………………………………………...............9
2 Соотношение государства и права……………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….…20
Глоссарий……………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………………...24
И как и всякая система государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка»,8 которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Сложность
государства как социального
явления обусловливает и
Сам
термин «государство» может
Однако, государство и как аппарат публичной власти есть конкретная совокупность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям быть подготовлен профессионально, в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно, ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей». Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах государства и общества и соответственно использовать данную ему власть.
И еще один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать он должен опираться на материальную базу, то есть иметь то, что в теории марксизма называли «вещественными придатками» государства.
1.2 Признаки и определение права
К признакам
права можно отнести следующие1
Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
Право есть регулятор
а) людей;
б) отношения между людьми (общественные отношения);
в) поведение субъектов общественных отношений.
Содержание права определяется
потребностями общественного
Право по своей природе (
Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов, в зависимости от расстановки политических сил, более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него от своей сущности.
Право как разновидность
Действие права основано на
принципе применения равных
Нормы права должны быть
С точки зрения внутренней
организации право есть
Право общеобязательно. В
Праву присуща процедурность. Процедуру, как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий, в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
Право действует как
Право тесно связано с
Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).
Признанием необходимости
С
учетом названных признаков вероятно
можно дать свое определение права,
право есть оформленная в официальных
источниках и гарантированная государством,
единая в масштабе общества нормативная
система призванная регулировать социально
значимое поведение участников общественного
процесса, на основе баланса интересов
согласования воль и правовых притязаний
всех слоев общества.
2 Соотношение государства и права
Приступая к раскрытию основного вопроса темы работы, возможно поставить вопрос - какой же тип связи характерен для соотношения государства и права? Думается, что здесь точнее всего будет говорить о взаимодействии, а не об отношении, которое отражает ту или иную степень определяемости или неопределяемости явлений друг другом, не о связи констатирующей только зависимость одной вещи от другой, соответствие изменений одного объекта изменениям другого. Вероятно не будет считаться ошибкой, если при этом пользоваться понятием «отношение» или «связь» об этом я говорила во введении. Однако, в силу своей большей общности и абстрактности (односторонности) чем понятие «взаимодействие» они менее адекватно и менее приближенно отражают реальные контакты между государством и правом.
В своем движении государство и право вступают в различные связи со многими социальными духовными экономическими политическими факторами, в которых (связях) так или иначе проявляются их природа и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою специфику. Государство и право в лице социально-экономической и духовной структуры общества имеют единую причину, которая вообще очень плодовита и не может однажды исчезнуть исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содержанию и по времени существования), экономические основания, вызвавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы одни и те же. В этом плане государство и право «изготовлены» из одного материала из цельного куска, в котором не было трещины. Потребности функционирования общества необходимость организации материального и духовного производства, политического управления, поддержания и укрепления порядка в общественной жизни, регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политическими институтами отношения с иными государственными системами – вот основные факторы определяющие главное во взаимодействии (сущность характер масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты, идеи, нормы, ценности отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов связи, между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе видимо обладают меньшей самостоятельностью чем их соединение в нечто единое целое.
Вероятно здесь мной может быть поставлен еще один вопрос - являются ли причинные связи отношения стороной частью взаимодействия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ, исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной общей для них причины. Однако, как представляется это несколько упрошенное решение проблемы. В строго детерминистском плане конечно государство и право – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно, рассматривая в данном случае причинные отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе «производства» государства и права имеет место не простое причинение предполагающее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах без которых не может возникнуть следствие.
Поверхностное рассмотрение отношений государства и права может привести к выводу, что первопричиной возникновения и развития, например, права есть государство, что именно правотворческая деятельность государственных органов – подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и существует не потому что есть государство, что есть государственные законодательные органы, а потому что определенные общественные отношения потребности интересы не могут быть выражены структурированы реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения существования и функционирования права.
Право, однако, настолько сложное явление, что оно не может иметь только одну-единственную причину, например, в лице экономики. Для его возникновения объективно необходим еще ряд причин и условий социального духовного политического идеологического характера, среди которых выделяется государство. Последнее не является причиной не прибавляющей к праву ничего нового кроме того, что произведено, например, экономикой или социальной структурой общества. Нельзя сказать, что государство только юридически оформляет определенные общественные потребности и интересы. Это «только» порой имеет решающее значение во всем сложном и противоречивом процессе правообразования. Государство непосредственно творит право его нормотворческая деятельность это и есть источник права, которое в этой деятельности приобретает свои формы, а в самом государстве – гарантию своей реализации11.