Государство и право в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и другое – очень подробно исследованы в юридической литературе. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…3

1 Государство и право……………………..………………………………………...5

1.1 Понятие государства…………………………………………………………….5

1.2 Признаки и определение права………………………………………...............9

2 Соотношение государства и права……………………………………………. 13

Заключение……………………………………………………………………….…20

Глоссарий……………………………………………………………………………23

Список использованных источников……………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

   И  как и всякая система  государство  должно быть целостным: как во властно-организационном плане,  так и в территориальном. Государство есть «оболочка»,8  которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

   Сложность государства как социального  явления обусловливает и многообразие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется,  например,  как «форма организации политической власти в обществе,  обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права, с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти,  обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк)9.

   Сам термин «государство» может употребляться  двояко. Государство в узком смысле  или собственно государство  понимается как особая политическая организация,  аппарат публичной власти. Государство же в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин «страна»,  и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем «в государстве».

   Однако, государство и как аппарат публичной власти есть конкретная совокупность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям  быть подготовлен профессионально,  в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно, ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей». Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах государства и общества  и соответственно использовать данную ему власть.

   И еще  один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать  он должен опираться  на материальную базу,  то есть иметь то, что в теории марксизма называли «вещественными придатками» государства.

1.2 Признаки и определение права

К признакам  права можно отнести следующие10:

     Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт  общества на определенной ступени его развития.

     Право есть регулятор социально  значимого поведения человека,  разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой,  которая включает в себя:

   а) людей;

   б) отношения между людьми (общественные отношения);

   в) поведение субъектов общественных отношений.

     Содержание права определяется  потребностями общественного развития  интересами участников общественного процесса  отраженными в общественном сознании.

     Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент  форма)  социального компромисса в масштабе общества  установления баланса социальных интересов  справедливого распределения благ  мера социальной свободы индивида.

     Через механизмы общественного  сознания и коллективной воли  реальный баланс интересов, в зависимости от расстановки политических сил, более или менее адекватно отражается в формальных источниках права,  что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него  от своей сущности.

     Право как разновидность социальных  норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор,  адресаты которого определены не конкретно  поименно, а общими признаками (возраст вменяемость  общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз,  когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых  повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

     Действие права основано на  принципе применения равных мер  к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы  умственных способностей  социального положения и т. п.),  то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

     Нормы права должны быть объективированы  вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах,  правовых обычаях,  юридических прецедентах и другое.

     С точки зрения внутренней  организации право есть система  (целостность),  состоящая из элементов связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

     Право общеобязательно. В отличие  от других социальных норм  оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему,  которая распространяет свое действие на всех членов общества.

     Праву присуща процедурность.  Процедуру, как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий, в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное  уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации,  так и издания юридических норм.

     Право действует как интеллектуально-волевой  регулятор поведения. Право имеет  не только специально-юридический   сугубо правовой механизм действия,  но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать, как информационную систему содержащую информацию властного характера,  которая будучи осознана  детерминирует волю и поведение субъектов.

     Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые  притязания общества и оформляет  их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов  санкционирования, устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов),  то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

     Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

     Признанием необходимости государственной  охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно,  чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то,  что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

   С учетом названных признаков вероятно можно дать свое определение права,  право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством, единая в масштабе общества нормативная система призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса, на основе баланса интересов  согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Соотношение государства и права

    Приступая к раскрытию основного вопроса  темы работы, возможно поставить вопрос - какой же тип связи характерен для соотношения государства и права? Думается, что здесь точнее всего будет говорить о взаимодействии, а не об отношении, которое отражает ту или иную степень определяемости или неопределяемости явлений друг другом,  не о связи констатирующей только зависимость одной вещи от другой,  соответствие изменений одного объекта изменениям другого. Вероятно не будет считаться ошибкой,  если при этом пользоваться понятием «отношение» или «связь» об этом я говорила во введении. Однако, в силу своей большей общности и абстрактности (односторонности)  чем понятие «взаимодействие»  они менее адекватно и менее приближенно отражают реальные контакты между государством и правом.

    В своем движении государство и право вступают в различные связи со многими социальными  духовными  экономическими  политическими факторами, в которых (связях) так или иначе проявляются их природа и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою специфику. Государство и право в лице социально-экономической и духовной структуры общества имеют единую причину,  которая вообще очень плодовита и не может однажды исчезнуть  исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содержанию  и по времени существования),  экономические основания,  вызвавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы  одни и те же. В этом плане государство и право «изготовлены» из одного материала  из цельного куска, в котором не было трещины. Потребности функционирования общества  необходимость организации материального и духовного производства,  политического управления,  поддержания и укрепления порядка в общественной жизни,  регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политическими институтами  отношения с иными государственными системами – вот основные факторы  определяющие главное во взаимодействии (сущность  характер  масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу  распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных  но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты,  идеи,  нормы,  ценности  отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов  связи, между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе  видимо  обладают меньшей самостоятельностью  чем их соединение в нечто единое целое.

    Вероятно  здесь мной может быть поставлен  еще один вопрос - являются ли причинные  связи  отношения стороной  частью взаимодействия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ,  исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной  общей для них причины. Однако,  как представляется  это несколько упрошенное решение проблемы. В строго детерминистском плане  конечно  государство и право – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно, рассматривая в данном случае причинные отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе «производства» государства и права имеет место не простое причинение  предполагающее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах  без которых не может возникнуть следствие.

    Поверхностное рассмотрение отношений государства  и права может привести к выводу,  что первопричиной возникновения и развития, например, права есть государство, что именно правотворческая деятельность государственных органов – подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и существует не потому  что есть государство,  что есть государственные законодательные органы, а потому  что определенные общественные отношения  потребности  интересы не могут быть выражены  структурированы  реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения  существования и функционирования права.

    Право, однако, настолько сложное явление,  что оно не может иметь только одну-единственную причину, например, в лице экономики. Для его возникновения объективно необходим еще ряд причин и условий социального  духовного  политического  идеологического характера,  среди которых выделяется государство. Последнее не является причиной  не прибавляющей к праву ничего нового  кроме того,  что произведено, например, экономикой или социальной структурой общества. Нельзя сказать, что государство только юридически оформляет определенные общественные потребности и интересы. Это «только» порой имеет решающее значение во всем сложном и противоречивом процессе правообразования. Государство непосредственно творит право его нормотворческая деятельность это и есть источник права,  которое в этой деятельности приобретает свои формы,  а в самом государстве – гарантию своей реализации11.

Информация о работе Государство и право в их соотношении