Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:33, реферат
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.
как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в
состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.
Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римс-
кой империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой
государственности.
2. Право в государствах античного мира
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних
этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных
полисов, и
уровень развития демократических
институтов в отдельных городах-государствах
находил свое отражение и в праве.
Утверждение
полисной системы имело
мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников
права (Рим) сопровождалось
кодификацией сложившихся в более
архаичную эпоху правовых обычаев. Такова
древнейшая, согласно греческой традиции,
кодификация права, проведенная Залевком
в Локрах (Италия), а также кодификация
Харонда в Катане (Сицилия). Подобные
сборники составлялись и в других греческих
городах-государствах, в том числе и в
Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы
Драконта).
Начало
новой демократической конституции
в Афинах, предусматривающей разработанную
процедуру принятия законов народным
собранием, было заложено реформами Солона
и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные
правовые обычаи подверглись
обработке и были записаны в Законах XII
таблиц. В этих законах также предусматривалось
правило, согласно которому законом считается
решение народного собрания.
Как отмечал
Солон, жизнь общества должна
регулироваться правом и
В Афинах,
где утвердилась
в римском
обществе. Безусловное следование
республиканским законам было для
римлян не только юридической обязанностью,
но и делом чести. Ту же связанность Римского
республиканского государства собственными
законами и правом в целом
отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих лю-
дей, "связанных
между собой согласием в
Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира
правовая система,
имеющая целостный и
Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права, его филигранную юридическую технику. Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного
собственника),
представляет собой порождение рыночных
отношений и торгового оборота.
На ранних
этапах истории Римского
вития, римское
право отличалось традиционализмом,
формализмом и сложными обрядами,
тормозившими экономический оборот.
Постепенный процесс
Сила
частной собственности и построенного
на ней товарного оборота ломала устаревшие
и стеснительные правовые формы.
На их месте создавалось новое и совершенное
в технико-юридическом отношении
право, способное урегулировать тончайшие
рыночные отношения, удовлетворить
другие потребности развитого гражданского
общества. Именно в таком виде римское
право стало универсальной правовой системой,
применимой в разных исторических условиях
вне зависимости от типа общества,
если только в его основе лежит частная
собственность и рыночное хозяйство.
Вместе с римским правом в историю цивилизации
вошла и римская юриспруденция, представляющая
огромную культурную ценность. На базе
римской юриспруденции зародилась юридическая
профессия, а соответственно с нее берет
начало и специальное правовое образование.
Информация о работе Государство и право стран Древнего Востока