Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:33, реферат
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.
Государство
и право стран Древнего Востока
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность
играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного
места.
Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого
полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.
Одной
из основных социальных форм,
играющих решающую роль в эволюции
древневосточных обществ, была сельская
община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой
организации. В значительной мере она
определяла характер политической власти
в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные
функции древневосточного государства,
особенности правовых" систем. В Древнем
Китае, например, основой социальной
жизни в течение длительного времени были
патронимии (цзун), которые объединяли
несколько сотен (до тысячи и более)
семей, принадлежащих к одной родственной
группе. Структура замкнутых сельских
общин с натуральным характером производства,
с сочетанием ремесла и земледелия в рамках
каждой общины, слабым развитием
товарно-денежных отношений составляла
основу социальной жизни и в Древней
Индии.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла
сдержать социального
и имущественного расслоения в обществе.
Самые
ранние государственные формы (протогосударства)
стали складываться в древневосточных
цивилизациях (в Древнем Египте, Древней
Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае
- еще в IV-III тысячелетии до н . э.)
в ходе разложения общинно-родовой организации.
Они складывались по мере усиления разделения
труда, усложнения управленческих
функций, а вместе с тем превращения лиц,
выполняющих эти функции, в сословие
знати, которое не участвовало в производстве,
стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая
сельская община, упрочению позиций
которой способствовали коллективные
усилия ее членов по созданию ирригационных
сооружений, оказывала огромное влияние
на замедление процессов классообразования,
формы земельной собственности и способы
эксплуатации в древневосточных обществах.
Здесь непосредственнымвладельцем-
По мере
выделения надобщинных
общинных земель.
Владеть участками царско-
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:
1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые
подневольные работники, к которым относились и рабы;
2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;
3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.
На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от
мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не
совпадал, расходился
с его социальноэкономическим положением.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми
идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия
и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века.
Общие
закономерности развития
В Древнем
Вавилоне, например, крупное царско-храмовое
хозяйство сосуществовало с
труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или
иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с
относительно
развитым ремеслом, широко ведущего
торговые операции с помощью купцов-тамкаров,
ослабляло налоговую
В Древнем
Египте общинно-частный сектор
еще во II тысячелетии до н .
э. был поглощен основанным на рабской
и полурабской эксплуатации царско-храмовым
хозяйством.
Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре Варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему
особой общинной
организацией, отличающейся высокой
степенью замкнутости и автономности.
Отношения рабовладения здесь тесно
переплетались с сословно-варновыми,
кастовыми. Традиционная социальная приниженность
низших каст, почти полное бесправие
тех, кто находился вне варн
индийского общества, создавали возможности
для полурабских форм эксплуатации различных
категорий зависимого люда.
В Древнем
Китае рано сложилась система
эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян
путем взимания ренты-налога, вначале
в форме отработок на общественных
полях, а затем путем присвоения правящей
верхушкой части урожая с крестьянского
надела.
В настоящее
время, по единодушному мнению
всех отечественных синологов,
на протяжении длительной
арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.
В последние века до н.э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э.- III в. н.э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась здесь вплоть до начала XX в.
Специфические
черты политической
насильственно
закрывающих храмы и
и древним, и
средневековым обществам
Формализованное
понятие "восточная деспотия",
обладающее вышеперечисленными признаками,
с определенными основаниями можно отнести
к централизованной империи Древнего
Китая и царствам Древнего Египта.
В Китае, например, император обожествлялся,
существовал особый культ императора
- "сына неба". Высшая законодательная
власть была одним из важных признаков
его широких полномочий. Рано сложился
здесь и централизованный многоступенчатый
бюрократический аппарат, возглавляемый
самим правителем. Все имперские чиновники,
независимо от рангов и занимаемых постов,
были поставлены под строгий контроль
центральных властей.
Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".
Правители
Древней Индии, например,
не располагали неограниченными законодательными
полномочиями. Даже в крупном,
относительно централизованном государстве
Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение
имели коллегиальные органы государственной
власти, такие как совещательный орган
при царе - раджасабха и совет сановников
- мантрипаришад. Одной из наиболее ярких
особенностей империи Маурьев было включение
в нее полуавтономных республиканских
государственных образований -
ган и сангх.
Информация о работе Государство и право стран Древнего Востока