Государство и право Российской империи в начале 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение изменений, происходившие в системе государства и права в России в первой половине XVIII века.
Для осуществления данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:
* Дать общую характеристику государственного строя России в первой половине XVIII века;
* Изучить российское законодательство этого времени.
* Дать определение уголовному праву и изучить систему наказаний XVIII века.

Содержание

Введение
1. Реформы управления в первой четверти XVIIIв.
2. Основные источники права.
3. Уголовное право и система наказаний. Артикул воинский (1715г.).
4. Вещное, обязательственное, наследственное, семейное право.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

история Госуд.и права.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

     Содержание.

     Введение

  1. Реформы управления в первой четверти XVIIIв.
  2. Основные источники права.
  3. Уголовное право и система наказаний. Артикул воинский (1715г.).
  4. Вещное, обязательственное, наследственное, семейное право.

     Заключение

     Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В системе юридических наук история отечественного государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль.  Вот почему вопросам истории государства и права в отечественной и зарубежной юридической  литературе традиционно уделялось большое внимание. 

     Со  временем меняется общество, а вместе с ним и государство. Имея ввиду  неразрывную связь государства  и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым  по своей  сущности  и назначению является государство, таковым будет и  право. Какова социально-классовая  роль в обществе государства, такова будет и  роль права.

     Следует отметить, что  государство и право  не только взаимозависимы. Они сохраняют  и определенную самостоятельность.  Если государство, принимает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и  в случаи неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право в свою очередь, активно  воздействует на государство путем  установления общеобязательных для  всех его органов, должностных лиц  и организаций правила поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений.

     Целью написания работы является изучение изменений, происходившие в системе  государства и права в России в первой половине XVIII века.

     Для осуществления данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:

  • Дать общую характеристику государственного строя России в первой половине XVIII века;
  • Изучить российское законодательство этого времени.
  • Дать определение уголовному праву и изучить систему наказаний XVIII века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Реформы  управления в первой  четверти XVIII века. 

     Правовой  статус дворянства был существенно  изменен принятием Указа о  единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: 
Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. 
Установление института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

     Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стала Табель о рангах (1722 г.).

     Сформулированная  Табелью о рангах новая система  чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты  его служебные качества: любой  высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю  цепочку низших чинов. Устанавливались  сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось  званиепотомственного дворянина и  он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс  чиновник получал личное дворянство. Практика выработала способ прохождения  лестницы служебных чинов ускоренным образом (это касалось только дворян). Уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего  возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

     Дети  дворян по разнарядке направлялись на учение, и от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право  на вступление в брак). Петр 1 осуществил реформу высших органов власти.

     Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган на то время, когда Петр 1 участвовал в военном походе.

     Позже  из двух дополнительно принятых указов, - стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

     Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями  Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены  и отстранены только монархом.

     В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Назначались Сенатом президенты и вице-президенты, определялись штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел "новым порядком".

     Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

      1) Иностранных дел; 

     2) Казенных сборов:

     3) Юстиции; 

     4) Ревизионная (бюджетная);

      5) Военная; 

     6) Адмиралтейская;

      7) Коммерц - коллегия (торговля);

     8) Штатс-контора (ведение государственных  расходов);

     9) Берг- и мануфактур-коллегия (промышленная  и горнодобывающая).

     В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За берг-коллегией остались функции горной добычи и монетного дела.

     Со  смертью патриарха Адриана в  1700 г. решением Петра 1 было упразднено российское патриаршество. Был создан Духовный Коллегиум, будущий Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник - обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов.

     В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства, в результате чего образовалось восемь губерний.

     В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния.

     После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование  дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 - Преображенский, Семеновский и  Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

     О Петре спорят до сих пор. Всю свою жизнь Петр неустанно трудился как  умственно, так и физически. С  рук его не сходили мозоли. Однако пороки царя были также значительны. Труды он венчал повальным пьянством. Его отец казнил за курение, а Петр его насаждал. Потеснив знатных бояр, он смело выдвигал людей из низов. Однако многие его любимцы прославились не только талантами, но и такими взятками, какие боярам не снились.

     2.Основные  источники права. 

     Каждая  национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими  особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные  национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют  и некоторые общие черты, которые  присущи и соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты).

     Определенную  роль в качестве источников российского  права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи).

     Приоритетное  значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции  РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

     Хотя  в самой Конституции РФ не используется понятие «естественное право», однако закрепленные в ней основные права  и свободы человека являются именно естественными правами и придают  конституционному правопониманию естественноправовой  характер. Об этом свидетельствуют, в  частности, положения ст. 2 Конституции  о человеке, правах и свободах человека как «высшей ценности» и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права  и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

     Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека закреплены в целом ряде статей Конституции  РФ (ст. 2, гл. 2). Так, ст. 18 Конституции  гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием».

     Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и  свобод человека, соответствующий современным  мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право  каждого человека на жизнь, право  на личное достоинство, право на свободу  и личную неприкосновенность, право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени, свобода  совести,свобода вероисповедания, свобода  мысли и слова, право частной  собственности, право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь, право на образование, свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

     Согласно  ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, «перечисление  в Конституции Российской Федерации  основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное  признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном  международном праве и международных  пактах естественных прав и свобод человека.

     В целом присущее Конституции РФ новое (естественно-правовое) правопонимание подразумевает и означает, что  признанные и гарантированные в  ней основные права и свободы  человека имеют исходное, определяющее и приоритетное значение по отношению  ко всем остальным источникам (и  нормам) действующего в РФ позитивного  права, включая и правоположения самой Конституции РФ. Согласно Конституции  РФ (см. ст. 2, 17, 18, 55), все действующее  в РФ позитивное право, вся правоустановительная, правозащитная и правопримени-тельная  деятельность государства должны определяться требованиями признания и соблюдения прав и свобод человека, соответствовать  этим требованиям, не противоречить  им.

     В этом и состоит основной правовой смысл закрепленной в Конституции  РФ своеобразной естественноправовой концепции правового закона в условиях правового государства.

Информация о работе Государство и право Российской империи в начале 18 века