Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:59, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена феномену политики, так и политическим партиям, как субъектам политической деятельности. Цель работы состоит в раскрытии сущности деятельности политических партий как вообще в мире, так и в России. В качестве информации в работе использована литература как чисто научная, политологическая, так и монографии известных политиков-практиков, многого добившихся на российской политической арене.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятия “государства”, политики, политической
деятельности и политических партий.....................................................5
1.1.Государство как политическая организация общества………..……..5
1.2.Политика и политическая деятельность………………………..…….6
1.3.Политические партии………………………………………………….8
2. Роль политических партий в политической системе………………...…..13
2.1.Функции политических партий…………………………………..…..14
2.2.Политическая борьба как средство власти………………………….15
3. Современная политическая ситуация в России:
противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном
представительстве интересов………………………………………………...…16
Заключение……………………………………………………………...……..31
Список литературы……………………………………………………………33
2. Партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса:
коммунистические партии;
социалистические партии;
социал-демократические партии;
лейбористские партии.
Достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и эксплуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир. Эта партия неоднородна. Среди них выделяется партии правого полка, которые близки к курсу буржуазно-либеральных партий. Центристские, левоцентристские - они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, т.е. множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикальные партии - Российская рабочая партия, Социалистическая партия трудящихся. Они опираются на марксистскую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня. Партии авангардного типа появились в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования при поступлении в партию, а также детальная регламентация их деятельности внутри структуры партии, строгая партийная дисциплина. Если такая партия приходит к власти, то она превращается в номенклатурную партию. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Эти партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов, они формируются на основе добровольных пожертвований частных лиц, корпораций, общественных организаций, ассигнований госбюджета. Чтобы принадлежать к таким партиям, достаточно поддержать на выборах их кандидатов. Эти партии активизируют свою деятельность в период выборов в государственный аппарат. Функции парламентских партий схожи с функциями предыдущей партии:
1. разработка стратегических и тактических избирательных программ, реализации которых они будут добиваться;
2. изучение общественного мнения в различных регионах и в стране в целом;
3. оценка формирования неформальных лидеров;
4. подбор, выдвижение кандидатов, их подготовка к участию в избирательной кампании, к деятельности в системе государственных органов в случае победы;
5. идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кандидатов на выборах;
6. решение технологических и финансовых проблем, связанных с выборами;
7. организация противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам;
8. контроль за деятельностью избранных депутатов, их фракций в парламенте, в местных органах.
Эти партии имеют компактную организационную структуру, они допускают фракционную деятельность внутри себя. Огромную роль здесь играет партийная элита и фракция в парламенте.
Партия-община (партия-клуб) - это массовая организация, где граждане объединяются не по принадлежности к какой-либо политической платформе, а схожи и по общим взглядам и интересам, чтобы удовлетворить потребности в общении, поговорить на близкие темы. Многие из этих партий становятся активными субъектами политики. Здесь минимум штатных работников, но их численность увеличивается в период предвыборной кампании. Активные граждане работают на общественных началах.
Карманные партии - это небольшие организации, которые создаются несостоявшимися лидерами, под их программой для реализации их эгоистических интересов. Они не имеют строго очерченной социальной базы. Члены находятся под жёстким контролем и влиянием со стороны лидера.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
2. Роль партий в политической системе.
Политическая система общества - профсоюзы и др. организации и движения, преследующие политические цели, а так же нормы, политические традиции и установки.
Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтобы учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям. В условиях современного капитализма механизму диктатуры монополий рабочий класс и др. трудящиеся противопоставляют свои политические организации, прежде всего коммунистические и рабочие партии.
Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно становится борьбой политической.
" Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий " - В.И.Ленин.
Наиболее реакционной и агрессивной из всех буржуазных партий являлась Гитлеровская фашистская партия (национал - социалистическая партия Германии). Эта партия является примером партий культа личности. В СССР аналогичной ей была КПСС. Хотя КПСС задумывалась, как партия для изменения страны в лучшую сторону.
Если бы к власти не пришел И.В.Сталин то изменения, задуманные В.И.Лениным, возможно бы свершились. И сейчас Россия если бы не обгоняла, то шла бы на уровне развития стран Западной Европы и США. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
2.1. Функции политических партий.
Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.
И, наконец, важнейшая функция партий в современном демократическом обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.
В настоящее время, основными типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы. Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок.
2.2. Политическая борьба как средство власти.
Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.
Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки, так и от степени остроты взаимоотношений между субъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война. Мирный характер борьбы - парламентская деятельность. По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры, стоящие во главе партии.
В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев общества.
3. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о
судьбинном выборе и рациональным представительством интересов.
В российской политике, точнее, в отечественном политическом дискурсе господствует миф о судьбинном ("судьбоносном") выборе. Его основой, исходной формой можно, видимо, признать сказку об Ивану - Царевиче и Сером Волке, где сюжетным ключевым и смысловым моментом становится судьбинный выбор: прямо поедешь, будешь голоден и холоден, направо поедешь - коня потеряешь, налево поедешь - голову сложишь. Заложенная здесь схема стала своего рода архетипом порой сознательной, а чаще бессознательной организации своего политического дискурса современными политиками нашей страны. Оставляя в стороне примеры, ставшие вполне историческими, ограничусь указаниями на ближайшую предысторию, наиболее откровенное использование мифа о судьбинном выборе в последние годы. Типичный пример - жесткая альтернатива мифа (самоочевидной исходной посылки) перестройки: либо мы перестроимся и приобщимся к мировой цивилизации, либо нас ждет застой и катастрофа - иного не дано. Необходимость вписывания этого мифа в партийную идеологию заставила выдвигать на первый план тезис о связи этой альтернативы с социалистическим выбором. Одновременно акцент незаметно смещался с "социалистичности" выбора на его "революционность". Горбачев писал: "Время диктует нам революционный выбор, и мы его сделали... Разумной альтернативы революционной динамичной перестройке не существует. Альтернатива ей - консервация застоя" (Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988, С.55).
Продолжая линию на укоренение мифа при одновременной трансформации его окраски, идеологи перестройки провозглашают тезис об историческом выборе. Это очищенная от "социалистичности" и "революционности" версия все той же схемы: "Исторический выбор в пользу перестройки сделан... Самое главное - убеждение в том, что перестройке альтернативы нет. ...в современном мире путь к прогрессу, а значит и к свободе, равенству, братству у человечества лишь один" (Яковлев А.Н. Гласность - земля перестройки. М., 19хх, С.334, 287, 504). Миф о судьбинном выборе столь же естественно использовался оппонентами протагонистов перестройки: "Мы стоим на распутье и, выбрав ту или иную дорогу, вряд ли сможем потом вернуться назад и сделать другую попытку. В этот момент выбора мы поэтому несем ответственность не только перед детьми, которые не имеют права голоса, но и перед внуками"
Кажущиеся друг другу политическими оппонентами люди сходятся в самих основаниях своего мышления, видения действительности. Характерный пример - реплика Розы Янаевой, жены бывшего вице-президента СССР, в ответ на одну из ключевых метафор диалога А.Караулова и А.Гуревича: "Но проклятье России заключалось в том, что, как только появлялась (в какие-то исторические моменты) некая развилка, Россия безошибочно выбирала самую ухабистую, самую тяжелую и дурную дорогу, где ее поджидали кровопролитие, насилие, извращения и мерзости" (Караулов А. Вокруг Кремля. М., 1991, С.417). В своей отповеди Р.Янаева полностью принимает схему судьбинного выбора: "Вот еще раз 19 августа 1991г. Россия снова была на такой развилке. И вы, и вам подобные помогли и в этот раз не свернуть ей с ухабистого и тяжелого пути, снова выбрать не ту дорогу!" (Янаева Р. Россия снова была на развилке.//"Независимая газета", 12 ноября 1991). Наиболее эффективно миф о судьбинном выборе был использован ельцинско-гайдаровским "реформаторством", предложившим еще более жесткую оппозицию: либо радикализация реформ вплоть до капитуляции "антиреформаторов", либо смерть, наглядно инсценированная расстрелом и пожаром Белого дома.
Во всех этих случаях приходится констатировать более или менее последовательную мифологизацию собственного политического мышления, а тем самым общего развертывания политического дискурса (или смысловой организации политического процесса). Достаточно указать на устранение из дискурса, а тем самым из политического процесса не только обладающих самостоятельной волей и интересами граждан, но даже политических вождей. Имперсональные конструкции или же конструкции, где субъектом (подлежащим) выступают "боги" - Время, История, Россия, превращают реальных политических актеров, а уж тем более не сумевших включиться в политику граждан всего лишь в статистов, которые способны только узнавать судьбинный выбор и ритуально приветствовать его.