Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:55, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, роли и месте государства в политической системе общества, их взаимовлияния.
Для достижения поставленной цели в работе, необходимо дать общую характеристику понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки, сущность государства
1.1. Понятие, признаки государства…………………………………………..5
1.2. Государство - основной институт общественной системы……………..7
Политическая система общества
2.1. «Политическая система» – из истории… ………………………………14
2.2. Понятие и классификация политической системы…………………….18
2.3. Критерии и подходы изучения политической системы………………..20
Закономерности развития политической системы общества………….23
3. Роль, место, особенности государства в политической системе
3.1. Государство и политическая система общества……………………..25
3.2. Место и роль государства в политической системе общества……...30
3.3. Особенности государства как составного элемента политической системы………………………………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………………36
2.
Государство можно
Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.
3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.
И
все же марксистско-ленинская
Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
4.
Государство стало первым
В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
5.
Государство — важнейший
Здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.
6.
Политическая система в силу
подвижности экономических,
Любая
политическая деятельность в конечном
счете так или иначе связана
с государственной властью. Можно спорить
о том, какие факторы лежали в основе возникновения
государства, чьи интересы выражают те
или иные современные государственные
образования. Но аксиомой является то,
что квинтэссенцией результата политической
деятельности людей и их объединений выступает
государственная власть. И что бы ни было
зафиксировано в программных документах
различных политических партий разных
времен, ясно одно: им нужна государственная
власть для осуществления декларативных
или тайных целей. Самое существенное
в государстве — не возможность объединения
людей, не территория, а обладание властью.
Поэтому чрезвычайно важным для всего
общества является создание четкого, бесперебойно
работающего правового механизма образования
и осуществления государственной власти.
3.2.
Место и роль
государства в
политической системе
общества
Характеризуя
роль и место государства в политической
системе общества следует исходить, прежде
всего, из того, что оно - в любой стране
и на любом этапе развития общества - выступает
как самая массовая и самая всеобъемлющая
организация. Оно объединяет или стремиться
объединить вокруг себя различные слои
населения. В конституциях и других законодательных
актах оно стремится определить себя как
сообщество всего народа, объединение,
действующее ради всеобщего блага. Это
стремление закреплялось и в Конституции
СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических
Республик есть социалистическое общенародное
государство, выражающее волю и интересы
рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся
всех наций и народностей страны”), и в
Конституции Российской Федерации 1993
года (ст. 2 “Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина обязанность государства”,
ст. 3 “…единственным источником власти
в Российской Федерации является ее многонациональный
народ”), и в Конституции США (“Мы, народ
Соединенных Штатов, в целях образования
более совершенного Союза, утверждения
правосудия, охраны внутреннего спокойствия,
организации совместной обороны, содействия
общему благосостоянию и обеспечения
нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем
и вводим эту Конституцию для Соединенных
Штатов Америки”)11. Аналогичные
стремления выражать волю всего народа
проявляли себя и в конституционных актах
других государств. “Народ” при этом
зачастую является только социальным
фоном, за которым скрывается реальная
государственная власть, принадлежащая
определенному классу, социальному слою
или правящей группировке. В реальности
же именно те, в чьих руках находится государственная
власть, являются реальными творцами внутренней
и внешней политики. Сказанное, однако,
не означает, что государство ограничивает
свою социальную базу лишь непосредственно
стоящими у власти правящими кругами.
Напротив, государство прилагает реальные
усилия для расширения своей социальной
базы, которая обеспечивает ему стабильность.
В идеале каждое современное государство
стремится к тому, чтобы его социальная
основа, закрепленная конституцией, которую
составляют все подданные государства,
превратилась в его реальную основу. Для
проведения эффективной деятельности,
то есть полноценной реализации своих
функций государству необходимо иметь
как можно большее число убежденных сторонников
его внутренней и внешней политики. Особое
место и роль государства в политической
системе общества определяется еще и тем,
что в его руках находятся огромные материальные
и финансовые ресурсы. В некоторых странах
оно является монопольным собственником
основных средств и орудий производства,
что особенно ярко проявлялось во внутриполитической
деятельности бывших социалистических
стран. Так, в СССР в исключительной собственности
государства находились земля, ее недра,
леса и воды, а также основные средства
производства в промышленности, банки,
средства связи, основной жилищный фонд,
иное имущество, необходимое для осуществления
государственных функций. Как показывает
практика, наличие хорошо развитой государственной
формы собственности необходимо для нормального
функционирования государства. Однако,
как считают отечественные правоведы,
необходимым условием стабильности общества
и политической системы в целом является
сосуществование на равных правах самых
различных форм собственности. Государство
в этом смысле не должно подавлять прочие
составляющие общественной системы.
3.3.
Особенности государства
как составного
элемента
Основное
отличие государства от других политических
институтов общества состоит, прежде всего,
в том, что ему принадлежит
высшая власть в обществе. Его властная
сила универсальна: она распространяется
на все население и общественные
партии данной страны; она держится на
прерогативах - полномочиях отмены всякой
другой власти, а также на наличии таких
средств воздействия, которыми никакие
другие общественные организации, кроме
нее, не располагают. К таким средствам
воздействия относятся законодательство,
аппарат чиновников, армия, суд. Политические
партии и массовые общественные организации
также могут иметь свои постоянно действующие
аппараты, которые призваны обеспечивать
их нормальное функционирование. Однако
в отличие от государственного аппарата
они не имеют в свое структуре, например,
таких органов, которые призваны охранять
действующую в обществе правовую систему
- органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры,
функционирующих в интересах всех членов
общества12. Среди различных элементов
политической системы государство выделяется
еще и тем, что располагает разветвленной
системой юридических средств, которые
дают ему возможность управлять многими
отраслями экономики и оказывать воздействие
на все общественные отношения. Обладая
соответствующими полномочиями, различные
государственные органы не только издают
в рамках своей компетенции нормативно-правовые
и индивидуальные акты, но и обеспечивают
их реализацию. Достигается это по-разному
- путем воспитания, поощрения и убеждения,
осуществлением постоянного контроля
за точным осуществлением этих актов,
применением в необходимых случаях мер
государственного принуждения. Следует
отметить, что в некоторых странах общественные
организации могут иметь в своем распоряжении
неприсущие им юридические рычаги воздействия.
Однако они, в отличие юридических средств
воздействия, находящихся в руках различных
государственных органов, носят ограниченный
характер. Возникают они у общественных
организаций не в силу самой природы данных
объединений, а в результате того, что
само государство наделило их правом издания
юридических актов. Наконец, государство
обладает суверенитетом. Суверенность
политической власти выступает как один
из признаков государства. Его содержание
заключается в верховенстве этой власти
по отношению ко всем гражданам и образуемым
ими негосударственным организациям внутри
страны и в независимом поведении страны
(государства) на внешней арене. Конечно,
названные особенности не исчерпывают
всей специфики государства как элемента
политической системы общества на фоне
всех других ее структурных элементов.
Но они дают общее представление о государстве,
а также о факторах, определяющих место
и роль государства в политической системе
общества.
Информация о работе Государство и политическая система общества