Автор: e**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:04, реферат
Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государства и церкви………………………………………….4
2. Взаимодействие государства и церкви…………………………………8
3. РФ как светское государство…………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………….......17
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.
Режим
отделения церкви от государства
предполагает правовое регулирование
деятельности религиозных организаций,
что обеспечивает определенный баланс
церковно-государственных отношений и
позволяет сотрудничать церкви и государству
при решении социальных вопросов. При
регламентировании правового статуса
религиозных организаций законодательство
большинства государств исходит из признания
свободы совести и вероисповедания, то
есть права исповедовать любую религию,
свободно выбирать и распространять религиозные
убеждения. [3, с.86]
3.
РФ как светское
государство
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Конституция РФ в ст. 14 объявляет РФ светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих принципах:
1)
отделение церкви от
2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3)
невозможность установления
4)
равенство религиозных
Статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Светский характер государства - одна из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст. 14 Конституции РФ о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В
соответствии с Конституцией РФ каждый
человек может мыслить и
Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в РФ доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Запрещается любая деятельность, связанная с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества, в том числе проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания. [2, с.17]
В
развитие конституционной нормы
о свободе вероисповеданий
Свобода
вероисповеданий включает в себя
и свободу создания религиозных
объединений. Федеральный закон "О
свободе совести и о
Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий. [3, с.54]
Заключение
Итак, изучив множество самой различной литературы и синтезировав все на мой взгляд самое интересное и важное, я могу сделать определенные выводы.
Сегодня в большинстве
Государство и церковь на протяжении своего существования зависели друг от друга, в зависимости от периода своего развития в большей или меньшей степени.
В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.
Однако,
на мой взгляд, государство имеет преимущественный
потенциал воздействия на положение церкви
путем принятия законов, которые обязательны
к исполнению. Поэтому, если и возникнут
какие-либо трения, то государство имеет
возможность быстро «урезонить» церковь
силой своей власти. Причем характер ограничений
может носить специфический характер
– например, вопросы собственности церкви,
занятия церкви коммерческой деятельностью
и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд,
крайне ограничивает ответные меры церкви
по отношению к государству, ведь не будешь
же апеллировать к верующим (с просьбой
поддержать церковь) на то, что государство-де
положило глаз на, скажем, собственность
церкви. Возможно, мои умозаключения носят
скорее умозрительный, отвлеченный характер,
но такое положение вещей нельзя исключать.
Однако степень воздействия церкви на
государство через верующих тоже не стоит
преуменьшать, причем не важно, светское
это государство или теократическое.
Литература