в) конфедерация – временное
объединение суверенных государств,
созданное ими для достижения
определенных целей;
3) политический режим – методы
осуществления государственной
власти, с помощью которых происходит
реализация функций государства.
К ним относятся убеждение,
принуждение, поощрение, наказание.
Форма государственного устройства —
способ территориальной организации государства
или государств, образующих союз. Также
закреплённый в конституции страны способ
взаимосвязи государства и его составных
частей (территорий), характеризующий
территориальную организацию государственной
власти. Не относятся к формам государственного
устройства межгосударственные объединения,
содружества и сообщества государств…
На текущий момент выделяется три
основные формы государственного устройства:
Унитарное государство — простое,
единое государство, которое характеризуется
отсутствием у административно-территориальных
единиц признаков суверенитета. Выделяют
централизованные и децентрализованные
унитарные государства, с наличием или
отсутствием автономных образований.
Федерация — сложное, союзное государство, части
которого являются государственными образованиями
с определенным государственным суверенитетом.
Строится на распределении функций управления
между центром и субъектами федерации.
Конфедерация — временный союз
государств, создаваемый для достижения
политических, экономических, культурных
и прочих целей. Не обладает самостоятельным
суверенитетом, отсутствует единая
система законодательства.
4.Формы политических
режимов государство.
С формой государства тесно
связан политический режим, значение
которого в жизнедеятельности
той или иной страны исключительно
велико. Например, изменение политического
режима (даже если форма правления
и форма государственного устройства
остаются прежними) обычно приводит
к резкому изменению внутренней
и внешней политики государства.
Вызвано это тем, что политический
режим связан не только с
формой организации власти, но
и с ее содержанием.
Политический режим - это
методы осуществления политической
власти, итоговое политическое состояние
в обществе, которое складывается
в результате взаимодействия
и противоборства различных политических
сил, функционирования всех политических
институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом.
Обычно выделяют два основных
типа политических режимов:
1. Недемократические политические
режимы. Тоталитарный и авторитарный.
2. Демократический политический
режим.
Тоталитаризм. В переводе с
латинского "тоталитарный" означает
" относящийся к целому". В
политический лексикон этот термин
был введен идеологом итальянского
фашизма Дж. Джентиле, который призвал
к тотальному подчинению человека
государству и растворению индивида
в политической истории. В дальнейшем
оппоненты фашизма используют
этот термин в негативном смысле
- как противоположность демократии.
При определении признаков
тоталитаризма у ученых наибольшей
популярностью пользуется модель,
предложенная американскими политологами
К. Фридрихом и З. Бжезинским,
включающая в себя шесть базовых
характеристик:
- централизованное руководство
и управление экономикой;
- всеобщий контроль над поведением
индивида в социальной сфере;
- признание руководящей роли
одной партии в политической
сфере и осуществление ею своей
диктатуры (государственные и
партийные структуры сливаются,
и формируется феномен "партия-государство");
- господство официальной идеологии;
- сосредоточение в руках государства
и партии всех средств массовых
коммуникаций;
- концентрация в руках партии
и государства всех средств
вооруженного насилия.
Таким образом, государство
осуществляет тотальный контроль
над всеми сферами жизнедеятельности
общества в целом и отдельного
индивида в том числе. Среди
политологов утвердилось и более
краткое определение тоталитаризма
- это закрытая система, в которой
все - от воспитания детей до
выпуска продукции - контролируется
из единого центра.
Тоталитарные режимы традиционно
разделяют на "левые" и "правые"
формы. Они различаются характером
идеологий, т.ч. целями и задачами,
которые ставят перед массами
партии-гегемоны: "народный капитализм"
и завоевание мирового господства
(фашистская Италия и Германия);
построение коммунистического общества
и мировая революция (коммунистические
режимы в СССР, странах Восточной
Европы и Азии, на Кубе).
Есть и другое отличие:
левый тоталитаризм был более
"достроен" т.е. партия обладала
монополией не только на политическую,
но и на экономическую власть
(государственная собственность,
планирование в экономике). В фашистских
режимах существовала свобода
предпринимательства, что не исключало
прямого государственного вмешательства
в экономическую сферу, подчинения
ее задачам военного производства.
Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель,
основатель, творец и auctoritas - мнение,
решение, право) определяют как
режим, смысл правления при
котором заключается в концентрации
власти в руках одного или
нескольких лидеров, не уделяющих
внимания достижению общественного
согласия относительно легитимности
их власти. Иногда тоталитаризм
рассматривается как крайняя
форма авторитарного режима.
Современные авторитарные режимы
имеют ряд черт переходного
режима, занимая промежуточное положение
между демократией и тоталитаризмом.
Авторитарный режим может выступать
в форме диктатуры и быть
более либеральным. Последние
формы авторитаризма представляют
собой своеобразный симбиоз автократических
и демократических тенденций.
Такие гибридные режимы получили
различные наименования:
"демократура" (есть элементы
демократии, но нет либерализации,
выборы гарантируют победу правящей
партии);
"диктабланда" (есть некоторая
либерализация, но без демократизации,
людям представлены определенные
права, но нет развитого гражданского
общества);
"делегативная демократия"
(избиратели делегируют президенту
делать все, что он считает
нужным).
В историческом прошлом авторитаризм
выступал в форме древних тираний,
деспотий, абсолютных монархий и
в форме различных аристократических
режимов.
Авторитарные режимы по
сравнению с тоталитарными обладают
большими шансами перехода к
демократии, т.к. здесь уже проявляются
независимые от государства экономические
интересы, на базе которых могут
сформироваться политические интересы,
а, следовательно, существует потенциал
для политической самоорганизации гражданского
общества. При переходе от тоталитаризма
к демократии требуется не только политические
реформы, но и комплексная экономическая
реформа.
Демократический политический
режим. В переводе с греческого
"демократия" означает "власть
народа" (demos - народ, cratos - власть). Более
развернутое определение демократии
было дано американским президентом
А. Линкольном - правление народа,
избранное народом и для народа.
Первое представление о демократии
как форме правления возникло
в античной Греции. Аристотель
определял демократию как "правление
всех". Но при рассмотрении
истории становления демократии
обнаруживается, что понятие "все"
и "народ" далеко не совпадают.
Из всех существующих в прошлом
примеров наиболее демократичной
была "первобытная демократия",
где решения принимали все взрослые члены
рода или племени. В период разложения
первобытного общества возникает военная
демократия, где народ, иными словами,
кто имел право участвовать в управлении,
в т.ч. осуществлять правосудие, ограничивался
только вооруженными мужчинами. В древних
Афинах, подаривших миру опыт первой прямой
политической демократии, под народом
понимались только взрослые свободные
мужчины. Эта власть была далека от совершенства
еще и потому, что подавляла инакомыслие
(непопулярный гражданин мог быть изгнан
из Афин сроком на 10 лет). Столь же суженной
была категория граждан в средневековых
городах-республиках Северной Италии,
в Новгороде и Пскове.
Только к середине ХХ в.,
пройдя путь снятия сословных
имущественных и других ограничений,
становятся реальностью равные
для всех слоев общества гражданские
и политические права, в т.ч.
всеобщие выборы в законодательные
органы власти. Современная демократия
отличается от предшествующих
исторических моделей и другими
существенными признаками, в первую
очередь либерализмом, т.е. уважением
и защитой прав человека, в
т.ч. права оппозиции (тех, кто
в данный момент остался в
меньшинстве) отстаивать свое
мнение и критиковать правительство.
Современная демократия включает
в себя совокупность демократических
институтов, процедур и ценностей,
обеспечивающих устойчивость политической
системы.
Список использованной
литературы:
- Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
- Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.
- Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008.
№2.
- Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2005.
- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
- Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М., 2007.
- Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.
- Политология. Учебник для вузов. / Под ред. М.А.Василика. – М., 2004.
- Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003.
- Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.
- Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 2006. №6.