Среди внутренних можно выделить
блок охранительных функций -
охраны существующих форм собственности,
обеспечения (охраны) правопорядка,
охраны природы и окружающей
среды, экономическую, социально-культурную
и другие функции.
Охрана существующих форм
собственности - функция, присущая
всем государствам, ибо они охраняют
и защищают свой экономический
фундамент. Причем в обществах,
где основной экономический потенциал
сосредоточивался в руках того
или другого класса (в эксплуататорских
обществах), государственная деятельность
нацеливалась на охрану рабовладельческой,
феодальной, капиталистической частной
собственности, за посягательства
на которую устанавливались более
суровые меры наказания, чем
за посягательства на другие
ее виды. В демократических обществах
действует принцип равной правовой
защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка - важнейшая
и необходимая функция любого
государства, вытекающая из потребностей
общества. В демократическом государстве
на первый план выдвигается охрана прав
и свобод граждан, без чего невозможен
подлинный правопорядок. Поэтому данная
функция модифицируется и становится
функцией охраны Прав и свобод граждан
и правопорядка.
Функция охраны природы и
окружающей среды выдвинулась
в последние десятилетия в
число основных. Экологически агрессивное
производство стало агрессивным
и по отношению к человеку,
его здоровью. А потому государство
вынуждено заниматься этой деятельностью.
Вторая половина XX столетия
характеризуется тем, что в
развитых странах мира в число
основных стала входить экономическая
функция. Теперь государство вмешивается
в экономику, определяет темпы
ее роста, устанавливает пропорции
между отдельными ее отраслями.
Возникли государственный сектор
экономики, т. е. государственная
собственность, и государственное
управление предприятиями и организациями,
на ней базирующимися. В большинстве
стран государство выступает
крупнейшим предпринимателем: многочисленные
акционерные общества являются
государственными предприятиями.
Оно играет роль крупного банкира,
сосредоточившего в своих руках
большую массу ссудного капитала.
Современное государство способно
прогнозировать и гибко регулировать
экономические процессы в масштабе
всей страны.
Экономическая функция государства
имеет антикризисную направленность
и нацелена на создание социально
ориентированной рыночной экономики,
учитывающей и согласующей интересы
производителей и потребителей.
С экономической тесно связана
социальная функция государства.
Она многообразна по содержанию
и масштабна по объему государственной
деятельности. Главное ее назначение
- устранить или смягчить возможную
социальную напряженность в обществе,
постараться выровнять социальное
положение людей, развивать здравоохранение,
образование, культуру.
Для выполнения социальной
функции государство создает
фонды, которые расходуются на
пенсии, пособия, здравоохранение
образование. Оно разрабатывает
и реализует программы, стабилизирующие
занятость населения и сокращающие
безработицу, регулирует (в той
или иной мере) размеры заработной
платы и др.
В последние десятилетия
многие передовые государства
мира активно осуществляют функцию
развития научно-технического прогресса.
Постоянно расширяется сфера
научно-технических исследований, проводимых
на государственной основе. Это
вызвано тем, что современные
масштабы научных исследований
и экспериментальных работ очень
сильно возросли. Поэтому государство
берет на себя обязанность
по стимулированию технического
прогресса, почти полностью оплачивает
расходы по фундаментальным теоретическим
исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно
являлись защита страны от нападения извне;
ведение захватнических войн; обеспечение
дипломатических отношений. В наше время
в связи с формированием мирового рынка
активизировалась межгосударственная
взаимовыгодная торговля, развивается
коллективная безопасность, создаются
международные миротворческие вооруженные
силы. Все это и обусловило появление соответствующих
внешних функций.
2. Формы государства,
основные формы правления.
Форма государства – система организации государственной
власти, действующая в совокупности. Она
включает в себя следующие элементы:
1) форма правления – система
организации государственных органов,
порядок их образования, деятельности,
компетенция;
2) форма государственного устройства
– территориальная организация
государства с соответствующим
распределением полномочий между
центральным и региональным уровнем
власти.
Основными формами правления являются:
1) монархия – верховная власть
в стране принадлежит правителю
по праву наследования на неограниченный
период, пожизненно. Монархия как
форма правления присутствует
в следующих государствах: Великобритания,
Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе),
Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко
(в Африке) и другие. Существуют два вида
монархий:
а) абсолютная – власть монарха
ничем не ограничена;
б) ограниченная – одновременно
с верховным правителем (монархом)
в стране управляет выборный, избираемый
народом орган (парламент). Формально
в этих странах провозглашено
разделение властей и полномочий.
Фактически монарх обладает минимумом
власти, и его функции имеют
больше символический, церемониальный
характер (Швеция, Дания, Великобритания,
Япония и др.);
2) республика – такая форма
правления, при которой государственная
власть принадлежит выборным
государственным органам, избираемым
населением на определенный срок.
Виды республик:
а) президентская – полномочия
по формированию правительства принадлежат
президенту, который реализует их
при незначительном парламентском
контроле. При этом президент выполняет
функции, как главы государства,
так и главы правительства;
б) парламентская – президенту
принадлежат исключительно представительские
функции, правительство формируется
парламентом, перед которым оно
несет ответственность за свою деятельность.
в) смешанная – характеризуется
тем, что в таких республиках
правительство подотчетно в своей
деятельности и правительству, и
парламенту, которые в той или
иной мере делят свой контроль над
ним. В частности, подобная форма
правления характерна для Российской
Федерации.
Под формой правления понимается организация
власти, характеризуемая ее формальным
источником, то есть тем, кому принадлежит
власть в данном государстве. Впрочем,
некоторые юристы полагают, что к этому
определению стоит добавить порядок образования
органов государства и порядок их взаимодействия
с населением.
Формы правления различаются
в зависимости от того, принадлежит
ли верховная власть в государстве
одному лицу, которое одновременно
является символом государства,
или же она осуществляется
при помощи различных демократических
институтов (представительные органы
власти, референдумы, и.т.д.). В связи
с этим все государства по
форме правления делятся на
монархии и республики.
Отличительным признаком монархии
является то, что верховная власть
полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы
государства - монарха (фараона,
короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).
В большинстве случаев эта
власть наследственная.
В историческом процессе
монархия складывается еще в
Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет,
государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период
рабовладельческих государств, но наиболее
полное выражение эта форма нашла в Средние
века, когда вместе с господствовавшим
в общественных отношениях феодализмом
она послужила крепким цементом для строительства
государства. Примером могут служить все
европейские государства (Англия, Франция,
Польша, и др.). В период буржуазных революций
и последовавших за ними перемен монархия
как форма правления зачастую сохранялась,
но при этом претерпевала существенные
изменения (Например, ограниченная власть
короля в Великобритании, сословная монархия
в России в XVII веке, и т.д.). В наше время
на Земле существует несколько государств,
сохранивших монархическую форму правления,
причем не, только конституционную, но
и абсолютную ее разновидность.
Итак, монархии делятся на
два основных вида: абсолютную
и ограниченную. Первая характерна
в основном для Древних и средневековых
государств, вторая - для государств Нового
и Новейшего времени.
В абсолютной монархии вся
власть сосредоточена в руках
единоличного главы государства.
Как правило, любые формы коллегиальных
органов имеют совещательный
характер. Монарх является полным
властителем, его особа священна,
а решения общеобязательны.
Ограниченная монархия предполагает
наличие высшего органа представительной
власти, имеющего мандат народа
и наделенного тем или иным
количеством полномочий.
Исполнительная власть сосредоточена
либо непосредственно монарха,
либо она принадлежит правительству,
которое им контролируется. Впрочем,
иногда, особенно в наше время, монарх
является лишь символом государства и
национального суверенитета (Например,
современная Великобритания, Япония и
др.).
Республика - это форма правления, при которой высшие
органы власти коллегиальные, имеют мандат
народа на осуществление государственной
власти. Для республики обязательно наличие
высшего представительного органа власти,
избираемого народом.
Исторически республика как
форма правления сложилась еще
в Древнем мире, примером тому
могут служить рабовладельческие
республики Эллады, Древний Рим
периода республики и др. Однако
в то время институты демократии
были еще неразвиты, а рабовладельческие
отношения и связанные с ними
научные представления и знания
не создавали предпосылок для
возникновения гуманизма и связанных
с ним современных принципов
демократического государства. Поэтому
расцвет республики связан не
с рабовладельческим или феодальным
государством, а с государством,
где произошли изменения, характерные
для эпохи Возрождения, появления
идей гуманизма, "свободы, равенства,
братства". В связи с этим, сначала
в Европе, затем в Америке, а
потом и во всем мире республиканская
форма правления завоевывает
позиции и становится наиболее
характерной формой правления
в современной мировой цивилизации.
Классификация республик связана
с тем, каким же именно образом
осуществляется государственная
власть, и кто из субъектов
государственно-правовых отношений
наделен большим количеством
полномочий.
В основном все республики
подразделяются на два вида: парламентские
и президентские. Однако некоторые
авторы справедливо дают еще
одну классификацию, а именно
на республики аристократические
и демократические.
Парламентская
республика.
При этой форме правления
большинство полномочий принадлежит
представительным органам власти,
а на исполнительно - распорядительные
органы накладывается роль, только
выполняющих и не имеющих особо важных
полномочий и прав в осуществлении государственной
власти.
Президентская
республика.
При президентской республике
большинство этих прав и полномочий
предоставляется президенту, который
зачастую является главой исполнительной
власти. Классическим набором прав
президента являются права по
формированию высших органов
государственной власти, по осуществлению
внешних сношений, по обороне
страны и командованию Вооруженными
Силами, по вопросам предоставления
и выхода из гражданства, амнистии
и т. д.
В компетенции высшего представительного
органа власти лежат вопросы
законодательства, а также контрольные
и надзорные функции.
Государственное устройство
республики строится на принципах
демократии и народного суверенитета.
Во-первых, это выборность и сменяемость
органов государственной власти
(ротация). Во-вторых, это принцип
народного суверенитета. В-третьих,
это принцип разделения властей.
В-четвертых, верховенство прав
и свобод человека и гражданина.
Существует еще несколько принципов,
однако самыми основными являются
вышеперечисленные. Благодаря этим
принципам в государствах, обладающих
республиканской формой правления,
получили широкое распространение
институты непосредственной и
представительной демократии, системы
сдержек и противовесов между
различными ветвями власти и другие
государственно-правовые институты, присущие
демократическому государству.
В целом, форма правления
является весьма важным элементом
формы государства в целом.
Ведь именно в ней заключено,
кому принадлежит власть в
обществе (пусть иногда формально),
а это, в свою очередь, говорит
о развитости или, наоборот, отсталости
или консерватизме данного общества.
3.формы государственного
устройства.
Форм государственного устройства:
а) унитарное государство –
государство, которое имеет простое
административно-территориальное деление,
и составные части которого не обладают
суверенными правами и не имеют статуса
государственных образований;
б) федерация – такая система
государственного устройства, при которой
части государства представляют
собой самостоятельные государственные
образования, обладающие суверенитетом,
со всеми вытекающими отсюда последствиями;