Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 15:15, контрольная работа
Образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью
предотвратить попытки
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления гос-ва в Древних Афинах.
На 2 половину V в. до н.э. приходится заключительный цикл политико-правовых реформ. Инициаторы Эфиальт и Перикл. Цель реформ (462 г. до н.э.):усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин; дальнейшая демократизация общественного и государственного строя.
Реформы Перикла:
Придали завершенный вид государству (демократической республике).
1)отмена
деления населения на
Демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
О происхождении Эфиальта историкам мало, что известно, кроме имени его отца Софонида. Предполагают, однако, что он был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности избрание его на должность стратега. В этой роли Эфиальту, “пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах”, удалось провести ряд законов, направленных против ареопага – органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния.
Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе.
Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.
С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии.
Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия.
Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету 500 и магистратам, судебная – гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В
целом же можно сказать, что
реформы Эфиальта и Перикла завершили
процесс формирования системы
афинской рабовладельческой
демократии, обеспечили механизм ее успешного
функционирования. Широкие круги
граждан полиса получили
возможность принимать участие
в государственной деятельности
– как через избираемые должности, так
и через участие в работе Народного
собрания. Право быть избранным распространялось
на всех граждан без ограничения.
Введение платы за выполнение
общественных функций создавало
реальную возможность
для политической
деятельности малообеспеченных граждан.
Был признан и стал реальностью
для любого афинского гражданина
принцип свободы слова.
2. Понятие полиса
Основной формой политической и социальной организации античного общества является полис. Полис – это факт общественной жизни Древней Греции, но вместе с тем это и теоретическое понятие, выдвинутое первоначально самими же древними, а затем возрожденное и развитое наукой современного времени. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово «полис» часто переводится как «город-государство». В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам. Самое слово «полис» означает по-гречески «город».
Семантически оно вполне соответствует русскому понятию, обладая схожим кругом более конкретных, исторически развившихся значений. Первоначально, в гомеровское время (XI – IX вв. до н. э.), слово «полис» могло означать просто огороженное, укрепленное место, оплот племени во время войны, постепенно становившийся его постоянным административным центром, то, что по-русски лучше было бы назвать «городище».
Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Позднее слово «полис» стало обозначать государство, так как в классической древности это слово по своему значению почти совпадало с городом и контролируемой им территорией.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V- IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим устройством. Политическое устройство не было случайным, оно отражало отношения сложившиеся внутри этих полисов.
Полисы
с высоким уровнем экономики,
интенсивным сельским хозяйством, развитым
ремеслом и активной торговлей тяготели
к демократическим формам государственного
устройства. А полисы, оформлявшие
в политической области консервативную
политику, архаические общественные
отношения склонялись к олигархии.
Спарта и Афины, два крупнейших греческих
полиса, в которых можно выделить
общие черты полисного строя.
5. Особенности законодательной системы Др. Спарты.
Спартанскую политику в Греции отличали одновременно наклонность к самоизоляции и желание помыкать остальными греками. Спартанцы боролись за первенство в Греции, бесцеремонно вмешиваясь в дела других государств, запугивая слабых соперников и не давая подняться сильным. Огромная военная мощь, практически непререкаемый авторитет среди ближних и дальних соседей, поразительная внутренняя стабильность сочетались в спартанском государстве с удивительной хозяйственной и культурной отсталостью.
На протяжении столетий Спарта и Законы царя Ликурга оставались неразделимыми понятиями. В легендарной фигуре законодателя жители Лаконии видели основателя спартанской государственности, связывая с его именем едва ли не все особенности своей общественной жизни и быта. Главной задачей системы неписаных правил, которую спартанцы связывали с именем Ликурга, стало поддержание единства и монолитности гражданского коллектива. Спартанцы назывались гомеями, то есть «равными». На войне они были тяжеловооруженными воинами-гоплитами и выступали в одном строю спартанской фаланги. Законы Ликурга решительно пресекали потенциальные возможности имущественного расслоения спартанского общества, которое могло поколебать его единство. Спартанцам воспрещалось любое другое занятие, кроме военного дела. Они не только не могли заниматься никаким производительным трудом, но даже не имели права сходить на рынок: за них трудились другие.
С середины VIII века до н.э. Спарта, подобно другим греческим государствам, была вынуждена решать проблемы, вызванные острым земельным голодом. От стремления к уравнительству хозяйственная жизнь Спарты веками пребывала в состоянии глубокого упадка. Законы позволяли спартанцам брать вещи соседей и пользоваться ими как своими собственными («если только они не были нужны хозяевам»). Спартанец мог в любой момент залезть в чужой амбар или погреб и взять, что ему нужно.
Ради
поддержания единства гражданского
коллектива и исключения раскольнических
настроений в Спарте активно внедрялась
идеология мужского и военного братства.
Ничто из того, что происходило
в Спарте, не подлежало разглашению
– на эту «засекреченность»