Государство Древних Афин и Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Работа содержит 1 файл

зар страны.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

      1. Образование Др. Аафинского государства.

 

Образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая  власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее  развитие Афинского государства  тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось  рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное  собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения. К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия  десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства.

Коллегия  архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший  судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела. 

4. Государственный строй Спарты.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Для общественного  строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством. 

3. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла.

К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

Для смягчения  этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

В это  время в городе было три партии: горцы, которые хотели все изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на все время, нужное для устройства государства. Друзья Солона убеждали его удержать эту власть навсегда и сделаться тираном вместо того, чтобы быть только законодателем; но он отвечал им едкими насмешками и продолжал свою работу.

Прежде  чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее  зло – долги, и остановить распространение  этого зла. Солон достиг этого, издав  закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю.

Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все убедились в  их мудрости. Прежде всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы.

Из древней  конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные  отменил. Он начал с уничтожения  законов Дракона, за исключением  тех, которые относились к убийцам. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил всё население на четыре класса по состоянию. Четыре класса были организованы следующим образом.

В первый входили все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов пшеницы или соответственным количеством масла или вина. Они назывались пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота.

Второй класс – всадники или гипеи – должны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись второстепенные должности.

Третий  класс – зевгиты или владельцы двух мулов: их состояние равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности.

Четвёртый класс – теты или подёнщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах. 

Это неравенство  в общественном положении вознаграждалось  распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали соответственные должности и платили подать, соответствующую их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений.

Нужно, однако, заметить, что государственные  налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились  как бедными, так и богатыми.

По конституции  Солона четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

Архонтов было всегда девять. Они исполняли также судейские обязанности, но не принимали участия в судах присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов. Пока они были облечены властью, их особа считалась священной.

Народное  собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых колебалось между пятнадцатью и двадцатью тысячами. Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто-нибудь из них проникал в народное собрание до получения звания гражданина, он подвергался смертной казни, так как являлся узурпатором, т.е. незаконно захватившим власть. Народное собрание утверждало законы, избирало судей, которые должны были давать ему отчет по окончании исполнения обязанностей, обсуждало политические дела, представленные сенатом. Словом оно соглашалось, отвергало и исправляло.

Чтобы предупредить слишком большое скопление  процессов, Солон постановил, чтобы  шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли составлять верховный суд, решения которого считались безапелляционными, то есть окончательными.

Ареопаг – древнее учреждение, пользовавшееся большим уважением народа, разбирал дела по особенно важным преступлениям: убийства, отравы и измены. Главная сила этого учреждения заключалась в том высоком уважении, которым оно пользовалось в общественном мнении.

Солон придал больше значения брачным союзам.

До 16 лет родители воспитывали ребенка как хотели. В 16 лет афинянин делался учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до 18лет учился под надзором должностных лиц и подвергался строгой дисциплине.

В 18 лет, т.е. в год своего гражданского совершеннолетия, юноша имел право вступить во владение родовым имением. В это же время он поступал на военную службу.

В 20 лет – в год политического совершеннолетия – молодой человек делался полноправным гражданином. Он принимал участие в народном собрании, где уже пользовался правом голоса.

В 30 лет гражданин имел право поступить в сенат.

В 60 лет он оставлял военную службу и мог отдыхать.

Желая поднять промышленность страны, Солон всячески поощрял занятие торговлей и ремеслами.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании  государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.  

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика  была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.к. на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения.

Информация о работе Государство Древних Афин и Спарты