Государственный строй России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:56, контрольная работа

Описание работы

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. В черноземных районах помещики для повышения доходности своих имений увеличивали барскую запашку, барщину и уменьшали крестьянские наделы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Центральные органы власти и управления……………………………….6
◦Сенат………………………………………………………………….7
◦Комитет министров……………………………………………….....9
◦Временные комитеты………………………………………………10
◦Местные органы……………………………………………………10
◦Судебные органы…………………………………………………...11
◦Армия………………………………………………………………..11
◦Полиция……………………………………………………………..12
◦Специальные карательные органы………………………………..12
◦Тюрьмы……………………………………………………………..14
◦Управление зависимыми народами……………………………….15
◦Церковь……………………………………………………………...18
◦Список использованной литературы……………………………...21

Работа содержит 1 файл

иогп 1.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     В Лифляндии и Эстляндии из-за оппозиции  местного дворянства «Учреждение о губерниях» было введеноине сразу. В 1783 г. Литва, Латвия и Эстония были разделены на несколько губерний также без учета национального состава населения.

     Народы  Закавказья в XVIII в. страдали от опустошительных войн со стороны Ирана и Турции. В 1801 г. Восточная Грузия добровольно присоединилась к России. Здесь было создано верховное грузинское правительство из царских чиновников, при этом фактическая власть находилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В Западной Грузии некоторое время сохранялась власть местных правителей под контролем царской администрации. В результате войн с Турцией и Ираном к России отошли земли, населенные азербайджанцами и армянами. Управление ими также находилось в руках русской военной администрации. В 1840 г. Закавказье было разделено на Грузино-Имеретинскую губернию и Каспийскую область, которые в свою очередь, делились на уезды. Во главе всей администрации стоял главноуправляющий Закавказским краем, при нем действовал совет главного управления. Во главе губернской и уездной администрации находились русские чиновники.

     Являясь в целом противником  предоставления народам самостоятельного управления, царское правительство в ряде случаев было вынуждено это делать, стремясь привлечь на свою сторону местных феодалов, исходя из внешнеполитических соображений и т.д.

     В XIX в. к России были присоединены Финляндия (1809 г.), часть  герцогства Варшавского (1815 г.) и Бессарабия (1812 г.).

     Управление  Финляндией отличалось рядом особенностей. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой исполнительной власти. Александр I в 1809 г. утвердил прежнюю конституцию Финляндии, по которой законодательная власть принадлежала сословному сейму, а исполнительная - Правительствующему сенату из 11 человек, избранных сеймом. В 1816 г. сенат был переименован в Императорский финляндский сенат, который возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором. Фактически вся административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти не функционировал.

     В 1815 г. Польше была дарована Конституционная  хартия. Русский император стал одновременно и королем польским. Польше позволено было иметь свои выборные органы. Шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный сейм, который ссовывался очень редко (в 1818,1820,1825 гг.). Административная власть находилась в руках наместника царя. При нем в качестве совещательного органа действовали Государственный совет, а также состоявший из министров-поляков Административный совет.

     Состав  Административного совета подбирался из верных царю людей. Царство Польское имело свою армию, однако во главе  нее стоял брат императора. После поражения восстания 1830 г. был принят Органический статус, отменивший конституцию и объявивший Польшу «неотъемлемой частью империи». Сейм был ликвидирован. Управление осуществлял наместник, возглавлявший Административный совет.

     Бессарабия  после присоединения к России получила автономию. Управление осуществлялось Верховным совет из десяти местных феодалов во главе с наместником царя. В 1828 г. бессарабийское самоуправление было урезано. Во главе администрации стал губернатор, Верховный совет был преобразован в областной с правами совещательного органа.

     Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствии с общим уровнем централизации государственного аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода.

     Сначала самодержавие стремилось создать собственный  идеологический и пропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светской администрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархию предполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и на местах, передав эти функции государственным органам. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Синоду намечалось отвести роль подчиненного органа. Министру передавались административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Однако Министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства, сословность церковной организации, исторические и философские корни религии.

     Во  второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политика огосударствления церкви «изнутри» путем передачи в ведение обер-прокурора некоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлением новой политической доктрины «православие, самодержавие, народность», предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитета господствующей церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинение обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, также подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишался финансово-хозяйственной функции и контроля за собственным делопроизводством. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору, и высший орган церковного управления практически утратил административные связи с местным аппаратом. Синод оказался отделенным от церкви промежуточными светскими органами. Однако преобладание в аппарате церкви государственных подразделений над собственно церковными не получило законодательного закрепления. Это устраивала обе стороны – самодержавие и духовенство, заинтересованные в затушевывании процесса огосударствления церкви с целью сохранения ее престижа и значения в социально-политической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

1.      Выскочков Л.В. Апогей и кризис самодержавия во второй половине XIX века.// История России: народ и власть. СП б., 1997 г. 
2.      Манифест об учреждении  министерств/Хрестоматия по истории государства и права /Сост. Ю.П. Титов М., 1997 г. 
3.      Образование Государственного Совета: Манифест //Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов М., 1997 г.

4.      Тамилов В.А.  Светло российской бюрократии М., 1998 г. 
5.      Флоринский М.Ф. Самодержавие и развитие российской государственности в конце XVIII – первой четверти XIX века.// История России: народ и власть. СП б., 1997 г.

Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX века