Государственный строй России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:56, контрольная работа

Описание работы

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение, особенно в нечерноземных районах, стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. В черноземных районах помещики для повышения доходности своих имений увеличивали барскую запашку, барщину и уменьшали крестьянские наделы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Центральные органы власти и управления……………………………….6
◦Сенат………………………………………………………………….7
◦Комитет министров……………………………………………….....9
◦Временные комитеты………………………………………………10
◦Местные органы……………………………………………………10
◦Судебные органы…………………………………………………...11
◦Армия………………………………………………………………..11
◦Полиция……………………………………………………………..12
◦Специальные карательные органы………………………………..12
◦Тюрьмы……………………………………………………………..14
◦Управление зависимыми народами……………………………….15
◦Церковь……………………………………………………………...18
◦Список использованной литературы……………………………...21

Работа содержит 1 файл

иогп 1.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     В 1812 г. Комитет министров получил  законодательное оформление. В его  состав вошли не только министры, но и представители департаментов  Государственного совета, государственный  секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о «спокойствии и безопасности» страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Закон указывал: «Никакое заключение комитета не производится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения». Со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

     Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 гг.( рассматривали до 10 комитетов. Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства. Финансовыми вопросами занимались временные комитеты (в 1812, 1840, 1842 гг.).  Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), по постройке Исаакиевского собора, секретные комитеты, управлявшие страной от имени времени отсутствующего (1828, 1849 гг.), и др.

     Местные органы управления в первой половине XIX в. почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления. Лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.

     Судебные  органы. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. министерства юстиции.

     Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства – держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России.

     Вместе  с тем в Отечественной войне 1812 г. русская армия выполнила  исторически прогрессивную миссию, борясь вместе со всем народом против захватчиков. Передовые военные идеи развивались в русской армии полководцами Румянцевым, Суворовым, Кутузовым. Развитая металлургическая промышленность позволяла обеспечивать армию оружием и боеприпасами. Русская армия в этот период была одной из самых сильных в Европе.

     Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I. В первой половине XIX в. усилились палочная дисциплина и муштра. Особенно жестоким был режим в военных поселениях, которые были созданы в 1816 г. во многих губерниях по инициативе реакционного царского министра Аракчеева.

     Крестьяне в этих поселениях должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу наравне с солдатами, как в обычных армейских частях. При помощи военных поселений правительство рассчитывало сократить расходы на армию, ибо военные поселенцы должны были сами обеспечивать себя продовольствием, фуражем, одеждой. Они подвергались нещадной эксплуатации и военной муштре, что вызывало частные волнения в военных поселениях. Не оправдывавшие себя экономически, не обеспечивавшие должной военной подготовки и бывшие к тому же потенциальным источником волнений, военные поселения после 1831 г. стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. Военные поселенцы были превращены либо в государственных, либо в удаленных крестьян.

     Полиция. В 1837 г. связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.

     В своей деятельности становой пристав  опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

     Специальные карательные органы. В России, как и в любом эксплуататорском государстве, карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности армия, полиция и суд. Кроме того, в этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был ряд особых карательных органов.

     В 1801 г. Тайная экспедиция была упразднена, но 1802 г. создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений. В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции с чисто полицейскими полномочиями, вскоре (1819 г.) вновь слитое с Министерством внутренних дел.

     После восстания декабристов царизм еще  более усилил свой карательный аппарат. В 1826 г. по именному указа Николая I Особая канцелярия министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии.

     Компетенция третьего отделения была весьма обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка  и размещение «людей подозрительных»; управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

     В соответствии с такими задачами и  строился аппарат Третьего отделения, состоявший из пяти экспедиций. Первая экспедиция (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением в стране, проводила следствие по политическим делам, следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами. В ее распоряжении находилась многочисленная агентура. Вторая экспедиция ведала борьбой с религиозными, а также крупными должностными преступлениями. Она управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским ревелином, Петропавловской крепостью). В обязанность третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России. Четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями, пятая (учрежденная в 1842 г.) осуществляла цензуру.

     Третье  отделение подчинялось непосредственно  императору. Оно могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал-губернатора, и те были обязаны представить их «незамедлительно». Более того, все начальники губерний и другие лица, знавшие что-либо по вопросам, подведомственным Третьему отделению, были обязаны доносить прямо на имя императора. Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827 г. жандармский корпус.

     В 1836 г. было утверждено царем «Положение о корпусе жандармов». Жандармский  корпус подразделялся на главное, окружное (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возлагалось на шефа жандармов. В непосредственном подчинении у окружных и губернских управлений находились жандармийские команды губернских городов. Они были созданы также в некоторых крепостных и портовых городах. На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача «рассеяния законом запрещенных скопищ», «усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения» и т.д.

     Третье  отделение осуществило расправу над декабристами, руководителями многочисленных крестьянских выступлений, громило студенческое революционное движение (в том числе кружок студентов Московского университета, возглавлявшийся А.И. Герценом ), вело борьбу с национально-освободительным движением. По его распоряжению, в частности, были сосланы в Сибирь участники польского восстания 1830-1831 гг. Оно осуществляло общее руководство следствием и исполнением приговора над петрашевцами. Жестоко страдала от Третьего отделения передовая русская литература. Не было ни одного демократически настроенного писателя, который бы ни находился под его надзором.

     Тюрьмы  были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране.

     Несмотря  на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. первым общегосударственным актом в этой области явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 г., дополненный и измененный в 1842 г. в этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от «прочих арестантов». Их бытовые условия, питание, обращение с ним были не такими, как арестантов из народа. помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных крестьян.

     Тюремная  политика соответствовала общей  политике самодержавия. Исследователь  истории царской тюрьмы М.Н. Гернет писал: «Все этапы классовой борьбы отзывались громким эхом под сводами крепостей и тюрем, где в одиночку и стройными рядами проходили и умирали борцы революционного движения».

     Лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловская крепость, особенно ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырых казематах от недостатка питания и воздуха. Узниками Петропавловской крепости были Радищев, солдаты Семеновского полка – участники восстания 1820 г., декабристы. В Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 г. Батырша, вождь восставших башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству. В этой же крепости 15 лет томился писатель Н.И. Новиков, изобличавший крепостное право, а позднее – декабристы и другие революционеры.

     В монастырские тюрьмы (Кирилло-Белозерского монастыря, Соловецкого монастыря и т.д.) заточались «преступники против веры», а также другие лица, опасные для государственного строя.

     В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 г. только в  Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян, присланных туда помещиками «за грубость». Для рабочих заводчики (например, Демидовы) иногда строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый режим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном к трудящимся, использовались рогатки, стулья, колодки, цепи.

     Управление зависимыми народами.  Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития. Прибалтика, Литва, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндия в экономическом отношении были на уровне центральных великорусских губерний. Они не являлись колониями, однако население этих территорий испытывало национальный гнет. Народы Кавказа, Казахстана, Поволжья, Приуралья , Сибири были объектом прямой колонизации царизма, подвергались эксплуатации и национальному угнетению. Реакционная национаоьно-колониальная политика царизма сдерживала социально-культурное развитие народов России.

     Вместе  с тем вхождение других народов  в состав России приобщало их к  передовой русской культуре, к  исторически прогрессивному процессу развития всероссийского рынка и капиталистических отношений. Трудящиеся всех народностей общими условиями боролись против феодально-крепостного гнета.

     В конце XVIII в. царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 г. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

     На  Украине царское правительство  ликвидировало Запорожскую Сечь, разделило Украину на губернии и уезды. На Север, Карелию, Поволжье, Сибирь губернская реформа была распространена без учета национального состава населения. Например, территория, населенная мордвой, была поделена между губерниями.

     Для народов Сибири в 1822 г. был издан  устав, подготовленный М.М. Сперанским. По уставу, все нерусские («инородные») народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к русским согласно их сословной принадлежности, в частности земледельцы включались в число государственных крестьян. Для кочевых и бродячих «инородцев» сохранялось родовое управление: стойбище или улус (не менее 15 семей), которые возглавлялись старостами; для бурят, хакасов и одно время для якутов создавались также степные думы - органы управления ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами, зайсангами, шуленгами и т.д.) и ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами.

Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX века