Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагивается интересный, многогранный и без сомнения важный вопрос – причины прекращения Римской республики и перехода от аристократической с монархической форме правления. Предпринята попытка изложить и проанализировать, что же привело к централизации и узурпации власти, перехода ее в руки императоров, какие обстоятельства не допускали более существования республики.

Работа содержит 1 файл

древний рим.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

    Реформы Гракхов. Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном в Северной Африке Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались для Рима источником рабов, которые широко использовались в обширных латифундиях (поместьях) старой и новой знати — сенаторов и всадников, трансформировавшихся в IV—III вв. до н.э. в сословие нобилей.

    Росту латифундий соответствовал обратный процесс  обезземеливания и разорения  коренного римского крестьянства. Кульминацией борьбы между мелким и крупным  землевладениями стали реформы  братьев Гракхов. Экономическое  и политическое засилье нобилей  вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое  братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное  землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати  — 
сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

     В 133 г. до н. э. трибун Тиберий Гракх, аристократ по происхождению, предложил народному  собранию закон, которым устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках,— 1000 югеров (250 га) на семью. Так создавался земельный  фонд, служивший реформе. Но самой  земли было еще недостаточно. Крестьяне  нуждались в деньгах на покупку  скота, семян и пр. А деньгами распоряжался сенат.

     Крупные землевладельцы, а значит, и сенаторы, были крайне озлоблены, и они ухватились за то, что, проведя закон через комиции, Тиберий трижды нарушил римскую Конституцию: потребовал смещения своего коллеги Октавия, сопротивлявшегося реформе (трибы проголосовали за предложение Тиберия); предложил затем, чтобы не сенат, а само Народное собрание решило вопрос о субсидиях (и эта мера была принята комициями). Наконец, оставалось последнее — Тиберий добивался избрания его на новый срок, чего никогда еще до того не делалось.

Реакционная римская олигархия решилась на крайнюю  меру, чтобы предотвратить избрание; трибун Тиберий Гракх был убит (133 г. до н. э.). Осуществление реформы было фактически приостановлено.

    Но  в 121 году до н. э. брат Тиберия, Гай Гракх (и тоже в качестве народного трибуна), продолжил дело Тиберия. В движение пришли те же силы, что и при Тиберии, и раньше всего сенат. Уже в  конце республики сенат присвоил себе право издавать в критических  ситуациях чрезвычайный закон (так  называемый сенатусконсультум ультимум), который уполномочивал высших магистратов  прибегать к любым средствам, в том числе и к. неконституционным, чтобы предотвратить грозящую опасность  и овладеть ситуацией. Принятие этой меры привело к убийству Гая Гракха и решительному отказу от аграрных реформ в пользу римского крестьянства.

    Чтобы исключить навсегда земельные реформы, в 111 г. до н. э. издается закон Тория, по которому всякий, кто имеет не более 30 югеров (7,5 га) пашни, может считать  эту землю своей частной собственностью. Так был положен законоустановленный конец старинному «агер публикус» — общественной земле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первые  поражения республики - предвестники эпохи  диктатур.

    Провал  законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным 
жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство 
союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно 
осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и 
длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях.

    В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило 
политическое напряжение в Риме — обострились противоречия между 
возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов, 
опиравшихся на сенат, и популяров, боровшихся против сенатской 
олигархии. И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.

    Диктатура Суллы. Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате 
участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти, или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от описанной выше республиканской диктатуры. Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории, и прежде всего конец республики. Однако диктатура Суллы преследовала цель реставрировать старые, догракховские порядки и укрепить власть нобилей. В новых условиях такая реставрация была уже невозможна. Отсюда известная противоречивость в политике Суллы: наряду с консервативными мероприятиями он должен был утвердить уравнение в правах италиков, раздать земли ветеранам, вышедшим из среды тех же италиков и плебса, несколько умерить ограбление провинций, заменив, как уже указывалось, откупную систему непосредственным взиманием налогов с населения. Наиболее же существенным отступлением от «обычаев предков» было установление бессрочной диктатуры, опиравшейся на войско.

    Отречение Суллы (79 г. до н. э.) возвратило было Риму республиканскую Конституцию, но ненадолго. На этот раз новая римская диктатура  оказалась в руках Гая Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.). Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н. э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской  формы правления и потребность  в авторитарном государстве. 
 

Кризис  республиканского строя  в Риме в 70-50х годах  до н.э.

     Гражданские войны этого периода все яснее  выносят на поверхность несовершенство и неприспособленность республиканского строя к подобной общественно-политической ситуации. Если раньше правами римских  граждан обладали около 400 тыс. способных  носить оружие мужчин, то теперь правами гражданства было наделено около 2 млн. человек. Рим как город-государство растворился и исчез в более крупном государственном образовании превратился в столицу, а прежние неполноправные общины — в равноправные части государства. Крушение полисных порядков и образование огромного государства было вызвано в первую очередь созданием товарной экономики, широким проникновением рабства во все сферы производства в Риме, превращением раба в основного труженика в сельском хозяйстве и ремесле подрывали мелкое производство, что подрывало единство гражданского коллектива, приводили к социальному расслоению  и появлению острых социальных противоречий. Земля теперь стала частной собственностью, и все ограничения, связанные с ее куплей и продажей, были ликвидированы, что в свою очередь привело, в совокупности с раздачами Суллы, к внедрению рабовладельческих отношений в производство, интенсификации римской экономики. Наряду с мелкими, средними бабовдадельческими виллами, в 1 в. до н. э. Появились крупные хозяйства, так называемые, латифундии. Италия ввозила больше чем вывозила, и её торговля с провинциями в целом была пассивной. Поэтому часть товаров римляне были вынуждены покупать не на деньги, полученные от реализации своего экспорта, а на средства, выкачиваемые из провинций же путем налогов, ростовщических операций, хищений наместников и их свиты, а иногда и просто грабежа. Провинции рассматривались не как равноправные части государства, а как «поместья римского народа», чего, как позже выяснится, позволить себе республика не могла.

     Притом, что Сулла установил господство сенатской знати и 10 тыс. кориелиев  парализовали работу народного собрания, а 120 тыс. сулланских ветеранов, посаженных на землю в Италии, представляли собой силу, готовую подняться на защиту нового порядка, сторонники популяров не были уничтожены полностью, и при благоприятных условиях могли снова выступить. В 78 г. до н.э. консулом стал Марк Эмилий Лепид. Лепид использовал недовольство многих слоев населения сулланскими порядками. Были восстановлены хлебные раздачи, городское беспокойное население было тем самым удовлетворено и, видимо, отошло от Лепида. Однако другие предложения Лепида не прошли, так как возвращение проскрибированным их конфискованного имущества грозило затронуть интересы многих сулланцев, а главное посаженных на землю ветеранов Суллы. Воспользовавшись восстанием в одном из северных городов, Лепид выступил против Сената, по сути объявив ему войну. После ряда кровопролитных сражений, Лепид был бит у стен Рима, силы мятежников в Италии разбиты, а пошатнувшийся сулланский порядок временно укреплен.

    Спартаковская война. В таких условиях началось в 73 г. величайшее в древности восстание рабов под руководством Спартака. В Риме, главные силы которого были поглощены войнами с Серторием и Митридатом, не придали первоначально особого значения бегству нескольких десятков гладиаторов. Тем временем Спартаку удалось собрать и вооружить десятитысячную армию. Силы его войска росли стремительно, и к 72 г. до н. э. армия Спартака представляла собой грозную силу и реальною угрозу Римскому государству, победа следовали одна за одной. Война, с презрением называвшаяся римлянами «гладиаторской», принимала всё более грозный характер. В новом походе против Спартака командования добился богатейший из римлян — Марк Лициний Красе, соперничавший с прославившимся победой над серторианцами Гнеем Помпеем. Он рассчитывал, что победа над Спартаком укрепит его политическое влияние в глазах рабовладельцев Италии. Один из римских историков писал: «Так как государство испытывало не меньший страх, чем когда Ганнибал стоял у ворот Рима, то сенат отправил Красса с консульскими легионами и с новым пополнением солдат». И в 71 г до н.э. Спартак, ослабленный вследствие раскола был разбит.  Восстание Спартака сыграло исключительно важную роль для всего дальнейшего хода римской истории. С одной стороны, это восстание показало, что рабы не были ещё в состоянии освободиться даже путём наивысшего напряжения сил. Не будучи классом, способным принести более прогрессивный способ производства, стремясь только к своему личному освобождению, а не к отмене рабства вообще, не к перестройке общества на новых основах, они не могли выработать революционной программы, которая объединила бы широкие массы эксплуатируемых. Но, с другой стороны, это восстание наглядно обнаружило, что противоречия между основными антагонистическими классами римского общества обострились до крайней степени. Борьба, дошедшая до высшей формы — вооружённого восстания против рабовладельцев, была для господствующего класса грозным предзнаменованием, так как расшатывала устои рабовладельческого строя.

    Рабовладельцы пытались извлечь уроки из пережитой  ими смертельной опасности. Они  начали вносить некоторые изменения  в свои хозяйства: старались брать  рабов, происходивших из разных племён, чтобы им было труднее объединиться; отдавали предпочтение доморощенным рабам  перед покупными; в ряде случаев, вместо того чтобы использовать труд рабов, начали сдавать земли в  аренду небольшими участками свободным  арендаторам. Спартаковское восстание  ещё более ярко, чем все предыдущие события, подтвердило тот факт, что  республиканское правительство  уже но в состоянии было обеспечивать интересы рабовладельцев. На очередь  со всей остротой встал вопрос о  военной диктатуре. Республиканский  государственный аппарат был  не в состоянии предотвращать  подобные восстания в будущем. Такой  властью станет монархия с профессиональной армией и хорошо организованным государственным  управлением.

    Восстановление  досулланской конституции. Подавление восстания рабов, победоносная война в Испании привели к тому что на территории Италии оказалось 2 хорошо вооруженные армии: под командованием Красса и Помпея. Это не могло не вызвать у сената опасений установления диктатуры одного из них, подкрепленной военной силой. Похолоданием в отношениях между сенатом и Крассом с Помпеем воспользовались противники сената и оптиматов – популяры. Стремясь ограничить власть сената в пользу народного собрания, они заключают договор с Помпеем. Проведение в жизнь их программы означало бы уничтожение установлений Суллы. Таким образом, в 71 г. до н.э. оформилась, сильная антисенатская коалиция популяров, всадников и двух влиятельных военачальников того времени — Помпея и Красса, которая принесла Крассу и Помпею титулы консулов, а популярам – выполнение их программы. Помпей был заинтересован в том, чтобы ослабить власть сената за счет усиления роли народного собрания, где он мог проводить угодную ему политику с помощью своих ветеранов. Римские правинции и управление на местах нуждались в более строгом контроле центра. Поэтому Помпей и Красе провели в жизнь сразу несколько законов. Полностью восстанавливалась власть народных трибунов, которые могли вновь действовать независимо от сената, расширялась компетенция народного собрания. Была восстановлена отмененная Суллой должность цензоров, которые имели право исключать из сената отдельных сенаторов за различные проступки. Были реформированы и суды, системы откупов и займов.

      Резко возросла роль народных собраний и  трибунов. Выборы магистратов, вопросы  внешней политики, все решалось посредством  комиций. Политическая жизнь бурлила, но в этой напряженной борьбе дело часто решалось в пользу того, кто  обещал новые земли и раздачи, гладиаторские бои, а не того, кто  отражал интересы римского гражданства  или Римского государства. Подобная активность скрывала в себе вырождение демократических начал.

    Гней  Помпей играл одну из важнейших ролей  в политической жизни Рима. Отойдя ненадолго от общественной деятельности, он вернулся для того чтобы провести блестящую кампанию против пиратства на Средиземном море, в результате которой популярность Помпея возросла ещё больше.

    Между тем, к 63 г. до н.э. назрел очередной аграрный кризис. Процесс обезземеливания  мелких землевладельцев достиг такого этапа, на котором не обращать внимания на проблему уже не представлялось возможным. Сервилий Рулл, народный трибун, предложил радикальный законопроект: выделить под колонии для сельского  плебса некоторые территории Италии, а также выкупить для этих целей  землю у частных владельцев на деньги и военную добычу, захваченную  Помпеем в восточных войнах. Сенат  во многом благодаря консулу Цицерону и реакции городсткого плебса, не привыкшего работать, а жившего  на хлебные раздачи, проект не принял.

Информация о работе Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета