Государственный механизм и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:Определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры. Задачами данной работы являются:
Рассмотрение признаков и принципов организации, и деятельности государственного механизма.
Рассмотрение структуры механизма государства.
Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………...……2
Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки…………...…….4
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………...…..4
1.2. Признаки механизма государства……………………………………...……5
Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма………………...……………………………………………………….9
Глава 3. Структура механизма государства…………...……………...........13
3.1. Органы законодательной власти……………………………...……………14
3.2. Органы исполнительной власти………………………………...………….16
3.3. Судебная власть…………………………………………………………......20
Глава 4. Орган государства. Понятие, признаки, виды……..…………...22
4.1. Понятие и признаки государственного органа……………………………22
4.2. Виды государственных органов………………………...………………….23
Заключение……………………………...………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_6.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

2). Демократизм. Содержание  этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).

 

3). Гласность. Достаточная  информированность общества о  деятельности государственных органов  просто необходима для достижения  реального народовластия. В содержание  данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.

 

   Так, в российской  Конституции закреплено: «Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»[7]. Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

 

4). Законность. Вся деятельность  государственных органов регулируется  правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация и составляет содержание этого принципа. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[8].

 

5). Централизм. Государственный  механизм имеет иерархическую  структуру, где нижестоящие органы  выполняют решения вышестоящих  органов и регулярно отчитываются  перед ними. Государственные органы  могут иметь подчинения или  только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

 

6). Разделение власти. Это фундаментальный принцип  организации и деятельности государственного  механизма в современных конституционных  государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов  Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическая его реализация с периодом буржуазных революций.

 

Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что  вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как , в таком случае, неизбежны  злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения власти выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[9]. «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»[10]. Более подробно о всех трех ветвях государственной власти будет рассказано далее.

 

7). Национальное равноправие.  Доступ к замещению должностей  в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков. «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»[11]. «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков»[12]. «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения»3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Структура механизма государства

 

 

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Эта структура изменчива и во многом зависит от формы и типа правления, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. На протяжении многих веков государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли: военное ведомство, ведомства внутренних дел, международных дел и финансов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, организованных и действующих на основе принципа разделения власти, о котором уже было упомянуто выше. Таким образом, под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, структурных элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь между собой.

 

Структура механизма государства включает в себя:

 

1). Государственные органы, которые  находятся в тесной взаимосвязи  и соподчиненности при осуществлении  своих непосредственных властных  функций.

 

Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.д.);

 

2). Государственные организации  – это такие подразделения  государственного механизма (его  «вещественные придатки»), которые  призваны осуществлять охранительную  деятельность данного государства  (вооруженные силы, органы охраны  правопорядка, пенитенциарные органы и другие.);

 

     3). Государственные учреждения  – это такие подразделения  механизма государства, которые  не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие);

 

      4). Государственные  предприятия – это такие подразделения  механизма государства, которые  так же не обладают властными  полномочиями (за исключением их  администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую  деятельность, производят продукцию,  либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих.);

 

     5). Государственные  служащие (чиновники) – лица, специально занимающиеся управлением.

 

     Как уже  было сказано выше, все структурные  части государственного механизма  создаются на основе разделения  власти на законодательную, исполнительную  и судебную власть.

 

 

     3.1. Органы  законодательной власти

 

 

     Право издания  законов обычно принадлежит высшим  представительным органам. Называются  они общим родовым термином  «парламент» (от французского  parler – говорить). В Канаде, Индии,  Италии, Англии термин «парламент»  является именем собственным  законодательного органа, в других странах он называется иначе, например, Федеральное собрание  в России, Австрии; Конгресс в США; Генеральные кортесы в Испании, Генеральные штаты в Нидерландах; Кнессет в Израиле и так далее. Расцвет парламентаризма приходится на первые этапы развития буржуазного государства. Именно в это время утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т.д. Все это получило выражение в обобщенном принципе парламентаризма. В демократических странах парламент выражает интересы различных политических сил, является местом поиска компромиссов.

 

     Парламенты  в большинстве стран мира имеют  двухпалатную структуру и состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит противовесом нижней, «фильтром» на пути принятия важнейших государственных решений. Членов нижней палаты, как правило, именуют депутатами, а верхней палаты – сенаторами.

 

     Общее число  членов парламента в различных  государствах разное. Самый многочисленный  парламент в мире – Всекитайское  собрание народных представителей  – насчитывает 3000 членов. Обычно  палаты парламента состоят из нескольких сотен членов. В США – 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей[13]; в Италии – 315 сенаторов и 630 депутатов[14]; в России – 172 (на данный момент) члена Совета федерации и 450 депутатов Государственной думы[15].

 

     Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата (документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, например, депутатский мандат), установленного в том или ином государстве, – императивного или свободного. При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные пожелания избирателей. Императивный мандат означает, что депутат считается юридически ответственным перед теми, кто его избрал и, если избиратели полагают, что депутат плохо выполняет их поручения, они могут досрочно отозвать его.

 

     В субъектах  федерации законодательную власть  осуществляют, как правило, однопалатные  парламенты.

 

 

     3.2.  Органы исполнительной власти

 

 

     Самой крупной  структурной частью любого государственного  механизма являются органы, учреждения, должностные лица исполнительной  власти. Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает  численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.

 

     Она предназначена  для исполнения законов, принятых  законодательной   ветвью власти, ей предоставлено право активных  действий, а так же право принятия  подзаконных нормативных актов.  Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.     

 

          Собирательное название органов  исполнительной власти – правительство,  оно также в различных государствах  имеет различное название (наиболее  распространенные – кабинет министров  или совет министров). Например, в  Финляндии – Государственный совет, а в Швейцарии – Федеральный совет.

 

         Главой исполнительной власти  может быть монарх, президент,  премьер-министр – глава правительства,  в зависимости от типа и  формы государственного правления.  С учетом этого же обстоятельства  происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом или коллегией выборщиков, как в США; или парламентом, или иными органами. Члены правительства назначаются монархом, президентом или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства участвуют и президент (монарх), и парламент.

 

     Глава государства  не только возглавляет исполнительную  власть, но и обладает другими  важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти относительна, а не абсолютна. В силу своего статуса глава государства как раз и призван обеспечить согласованное функционирование этих органов в интересах решения общегосударственных задач. Глава государства обеспечивает необходимую координацию деятельности органов различных ветвей власти.

 

     Монарх  в силу конституционных норм или традиций, сложившихся в данном государстве имеет ряд правомочий в отношении парламента: созыв сессии; роспуск парламента (как правило, нижней палаты); назначение членов верхней палаты (там, где это принято); утверждение и опубликование законов. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами государства, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти  полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.

 

     В большинстве  современных государств его главой является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное вето), представлять его на вторичное рассмотрение парламента.

 

     В парламентских  и президентских республиках  полномочия и роль президента  не одинаковы. В парламентских  президент – малоактивная фигура  во внутренних делах, заслоненная  главой правительства, в руках  которого сосредоточена реальная  власть. Например, роспуск парламента в таких государствах осуществляется по инициативе парламента, хотя и оформляется указом президента. А для формирования правительства требуется согласие парламента.

Информация о работе Государственный механизм и его структура