Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в
целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную
силу.

Работа содержит 1 файл

теория организации.Организ. как система.DOC

— 305.50 Кб (Скачать)
 
 

16. Принципы организации гос. Власти в современном демократическом обществе

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата — это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

 

Все принципы организации  и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

 

1) общие принципы  — относятся к государственному  механизму в целом;

 

2) частные принципы  — распространяются лишь на  некоторые звенья государственного  механизма, отдельные органы или  на их группы.

 

Морозов Л.А. выделяет следующие принципы организации и деятельности гос. аппарата:

 

1. Принцип приоритета  прав и свобод человека.

 

Этот принцип  предполагает соответствующие обязанности  государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В  современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

 

2. Принцип демократизма.

 

Этот принцип  предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

 

3. Принцип законности.

 

Этот принцип  выражает такое состояние общества, при котором государственные  органы с одной стороны и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать  Конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности. Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.

 

4. Принцип профессионализма.

 

При помощи этого  принципа создаются благоприятные  условия для подбора и использования  наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие  высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

 

5. Принцип разделения  власти.

 

 Этот принцип  предусматривает разделение государственной  власти на: законодательную; исполнительную; судебную.

 

Юридическая наука  называет еще ряд принципов, таких  как легитимность, научность, учет и  контроль и др.

 

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять  на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в  Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

 

1) принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции Российской Федерации:

 

• народовластие  — данный принцип подразумевает  под собой демократическую организацию  государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти; Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

 

• гуманизм —  в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом;

 

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

 

•разделение власти — в соответствии с данным принципом  государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения власти на законодательную (представительную), исполнительную и  судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга; Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

 

•федерализм —  в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

Федеративное  государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

 

• законность —  данный принцип подразумевает обязанность  всех без исключения государственных  органов, их должностных лиц, органов  местного самоуправления, граждан и  их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

 

2) принципы организации  и деятельности государственного  аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

 

• верховенство Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативно-правовыми  актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

 

• приоритет  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

 

• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

 

• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

 

• профессионализм  и компетентность государственных служащих;

 

• гласность  в осуществлении государственной  службы;

 

• ответственность  государственных служащих за принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

 

• внепартийность государственной службы;

 

• отделение религиозных объединений от государственных;

 

• сочетание  в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

 

• экономичность  государственной службы (рентабельность).

 

В качестве примера  частного принципа можно сослаться  на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

 

 

 

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как  системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и  правовой.

 

Организационная форма деятельности государственного аппарата носит не правовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т. п.

 

Правовая форма  деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Основными правовыми формами деятельности механизма государства является право­творческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность

 

Правотворческая деятельность - это особая форма  деятельности компетентных органов  государства, в ходе которой разрабатываются, устанавливаются нормы права, посредством  издания, изменения или отмены правовых актов.

 

Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.

 

Правоохранительная  деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

 

Государственному  аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

 

Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату.

 

Основными формами  и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и за­конные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Информация о работе Государственное управление