Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:28, реферат
Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в
целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную
силу.
Эти нормы изложены в глав3 III ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС в РФ» - «Основы правового положения государственного служащего» (Ст. 9 – Ст. 20).
Например:
Статья 9. «Права госслужащего»
1. Государственный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение
в установленном порядке
3) посещение
в установленном порядке для
исполнения должностных
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
5) участие по
своей инициативе в конкурсе
на замещение вакантной
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации
за счет средств
9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
10) проведение
по его требованию служебного
расследования для
11) объединение
в профессиональные союзы (
12) внесение предложений
по совершенствованию
5. Сущность, особенности и методы государственного регулирования экономики в условиях рыночной трансформации.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Особенно важна
роль ГРЭ в развивающихся странах,
создающих независимую
Для уяснения механизма
ГРЭ целесообразно
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители
хозяйственных интересов
— это социальные группы, отличающиеся
друг от друга ряду признаков: имущественному,
по доходам, по видам деятельности при
аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым
и региональным интересам. Это наемные
рабочие и хозяева предприятий, фермеры,
мелкие и крупные предприниматели, управляющие
и акционеры, лица свободных профессий,
государственные служащие, текстильщики
и рабочие военно-промышленного комплекса.
У каждой из этих групп есть свои интересы,
обусловленные их социально-экономическим
положением, а также принадлежностью к
тому или иному региону, виду деятельности.
6.Основные направления современной социальной политики России.
Причины кризиса социальной сферы в России:
- отсутствие
стратегии и ошибочная тактика
в осуществлении СП
- подсистема
управления социальными
- слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства;
- заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России;
- отсутствие прогноза изменений социальных проблем.
Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.
1. Общие вопросы политики доходов населения.
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:
политика в области оплаты труда;
социальное партнерство;
охрана труда и социальное страхование;
защита трудовых прав граждан;
политика
занятости при структурной
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения:
пенсионное обеспечение;
социальная помощь;
социальное обслуживание населения.
4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:
охрана здоровья населения;
физическая культура и спорт;
образование;
наука;
культура;
жилищная сфера.
5. Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
Миграционная политика:
вынужденная миграция;
защита
прав и интересов соотечественников
проживающих за рубежом.
8.Федеративное устройство России
Россия – федеративное государство. Федерализм – одна из основ конституционного строя России и конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В состав Российской Федерации входят 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Они являются равноправными субъектами Российской Федерации.
Согласно Конституции
(п.2 ст.5) республика (государство) имеет
свою конституцию и
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
В отличие от основного принципа деятельности органов государственной власти РФ (разделение властей), органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В конституциях
и уставах субъектов Федерации
закреплены общие принципы административно—
9.Основные признаки
и функции государства
Государство
– центральный институт политической
системы. Понятие «государство» используется
в двух значениях: 1) Гос-во – организатор
политической жизни общества 2) Гос-во
– политическая организация общества,
система публичной власти, воплощающая
право и силу. Признаки: 1) Отделение публичной
власти от общества, ее несовпадение организацией
всего населения, появление слоя профессиональных
управленцев 2) Территория, ограниченная
четко-определенной границей. 3) Суверенитет,
т.е. наличие верховной власти государственных
органов на данной территории. 4) Монополия
на легальное применение силы и физическое
принуждение. 5) Право взимания налогов
и сборов с населения 6) Обязательность
гражданства 7) Претензия на представительство
общества как целого и на защиту общих
интересов и общего блага.
Функции государства: 1) Политическая 2) Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся: 1) Представительные 2) Исполнительно-распорядительные 3) Судебные 4) Охраны общественного порядка 5) Национальной безопасности 6) Надзорно-контрольные.
Структура органов
управления: Государственный аппарат
– совокупность органов, учреждений,
организаций, осуществляющих в обществе
государственную власть. Основную роль
в нем играют должностные лица. Государственный
аппарат состоит из государственных органов,
как учреждений, создаваемых для осуществления
определенного вида государственной деятельности.
Они обладают определенными признаками:
а) Действуют от имени государства б) Имеют
право издавать определенные государственные
акты и осуществлять контроль за их исполнением
в) Выполняют четко определенные виды
государственной деятельности г) Имеют
ресурсы для осуществления намеченных
функций.