Государственное регулирование развития материального производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции.

Содержание

Введение
5
1 Сфера материального производства, как объект государственного регулирования
7
2 Финансово-кредитные, инвестиционные и налоговые рычаги регулирования в сфере материального производства
10
3 Направления государственного регулирования развития материального производства
13
3.1 Поддержка предпринимательства
13
3.2 Регулирование естественных монополий
18
3.3 Антимонопольная политика
20
3.4 Финансовое оздоровление предприятий
23
4 Регулирование развития материального производства в Амурской области
27
Заключение
30
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Долгушева.docx

— 64.88 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ»)

 

 

 

Факультет Экономический

Кафедра Экономической теории и Государственного управления

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

на тему: Государственное регулирование развития материального производства

 

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 731   __________________________   Р.В. Кирилова

 

 

Руководитель             __________________________   А.В. Долгушева

доцент, к.т.н

 

 

Нормоконтроль         __________________________     Л.Н. Михайленко

ассистент

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

5

1 Сфера материального производства, как объект государственного  регулирования

7

2 Финансово-кредитные, инвестиционные и налоговые рычаги регулирования в сфере материального производства

10

3 Направления государственного регулирования развития материального производства

13

3.1 Поддержка предпринимательства

13

3.2 Регулирование естественных монополий

18

3.3 Антимонопольная политика

20

3.4 Финансовое оздоровление предприятий

23

4 Регулирование развития материального  производства в Амурской области

27

Заключение

30

Библиографический список

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сфера материального производства — важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера.  

Государственное регулирование  развития материальной сферы актуально  во все времена, оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы – здравоохранение, образования и т.д.  Чем выше эффективнее функционирует материальное производство, тем выше уровень развития экономики и тем больше национальный доход.

Цель работы – рассмотреть в каких направлениях эффективное функционирование сферы материального производства невозможно без государственного вмешательства. Какие методы регулирования использует государство для обеспечения стабильности в сфере материального производства.

Объектом государственного регулирования являются все отрасли и подразделения материального производства. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий, организаций, так и непосредственно гражданина, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное влияние. Предметом - является процесс реализации данной деятельности.

Осуществляя регулирование, государство обеспечивает правовые основы экономических решений, равные условия и стабильность правил хозяйствования, развивает секторы экономики, которые не затрагивает частный бизнес, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры воспроизводства и денежного обращения, содействует развитию человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова. В переходный период государство остается самым крупным субъектом рынка, регулирует деятельность других субъектов хозяйствования, сохраняет некоторые распределительные функции.

В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

В настоящее время государство  уделяет большое внимание развитию материального производства, так как производителям и потребителям нужно, чтобы не было административно-региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополий, добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование бюджетных средств в узкокорыстных целях, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продукта,  энергии  и  в форме перемещения грузов,  хранения продуктов,  сортировки, упаковки и т.д. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства - участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода.

Таблица 1 - Сферы и отрасли производства

 

Материальное  производство

 

Нематериальное  производство

Промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь  по обслуживанию производства, торговля и общественное питание, материально-техническое  обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая  и гидрометеорологическая служба.

Наука, образование, искусство, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, органы государственного управления, финансы, кредит, органы правопорядка, система массовых коммуникаций.


 

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Так, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального  производства выделяют также межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др.1

Государственное регулирование  отраслей  материального производства осуществляется различными методами,  которые можно условно разделить  на прямые и косвенные.  Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в  форме  административных  рычагов: установление законодательных  рамок  самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических  лиц),  предоставление лицензий и  свидетельств  на виды деятельности,  различные формы кадровой политики и т.д.  В отношении некоторых групп отраслей и производств (атомная энергетика,  производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.) осуществляется прямое государственное управление.

Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

- стабилизация основных  показателей  промышленности,  сельского хозяйства и других отраслей;

- структурная перестройка  общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса;

- техническое  перевооружение  отраслей материального производства;

- вхождение  в  мировой  экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских  производителей  с  продукции  сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

- повышение  качества  продукции российских предприятий  до уровня требований мирового рынка;

- рационализация размещения  производства на территории России;

- обеспечение безопасности  производства,  особенно экологической безопасности энергетики,  химической, металлургической промышленности.

Важнейшей предпосылкой сохранения за  государством  рычагов контроля  и регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства.  Для  отдельных  отраслей решающими факторами производства являются водные,  земельные ресурсы,  наличие развитой производственной инфраструктуры;  для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных  факторов  минимальна,  поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И НАЛОГОВЫЕ РЫЧАГИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Если при  административно-командной  системе  регулирование отраслей материального производства  осуществлялось  в  основном административными методами, то в условиях рыночных отношений все большее значение приобретают меры экономического воздействия  на отрасли материального  производства.  Среди  этих  мер важнейшее значение имеют финансово-кредитные,  инвестиционные, налоговые и таможенные рычаги государственного регулирования.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной  и инвестиционной политики. Выделяя  из бюджета средства на государственные  закупки,  государство стимулирует  рост как в отраслях исполнителях заказа,  так и в сопряженных производствах.  Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы,  но  и  на структуру производства.

 Рычагами воздействия   на  материальное  производство  могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков,  государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Рост резервной нормы  увеличивает количество ресурсов, которые  должны будут держать коммерческие банки в Центральном  банке  России, при ее понижении коммерческие банки смогут выдавать кредиты в  больших размерах. Регулирование  процентных ставок за кредиты автоматически  отражается на процентных ставках коммерческих банков.  Ставки за кредиты в размере более 100 %  годовых становятся  непреодолимой преградой для заемщиков  средств на осуществление долговременных проектов. Снижение процентных ставок Центробанком способствовало бы  оживлению капитального строительства, создало бы базу экономического роста в целом по стране.

Непосредственное влияние  на материальное производство государство  оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций. Теории рыночной  экономики оперируют понятием мультипликатора экономического роста,  который свидетельствует о величине изменений производства в зависимости от изменений объема инвестиций в экономику. Возможные изменения объемов производства (индексы) рассчитываются по формуле:

 

Инд = М х Iинв,                                                                                       (1)                                                                  

 

где   М - мультипликатор экономического роста;

Iинв - индекс первоначального изменения инвестиций.

Государственное регулирование  инвестиционной  деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов  посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды.  Средства  на  эти  цели  предусматриваются в  государственном  бюджете и в некоторых внебюджетных фондах.  Выплаты производятся в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

Одной из форм  воздействия  государства  на  инвестиционные процессы является участие в осуществлении коммерческих проектов.

Оно допускается в размере 20 % необходимых средств для реализации  проектов в  том  случае,  если срок окупаемости затрат по ним не более двух лет. Государственные инвестиции предоставляются в порядке конкурсного   отбора  прошедших  экономическую  экспертизу предложений. В особых случаях доля государства в финансировании коммерческих проектов  может  быть  по решению органов государственной власти,  повышена. 

Как уже  упоминалось  выше,  налоговые рычаги регулирования являются одними из наиболее часто используемых.  Налоговая политика в  руках  государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижении налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям,  налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать  развитию материальной сферы.

Однако существующую налоговую  систему пока  нельзя  назвать оптимальной.  При ней, государство забирает в бюджет деньги, которые еще не попали в процесс производства,  не создали не  продукции, не доходов. Для наглядности можно привести реальный пример из бизнеса: иностранный инвестор перечисляет предприятию валюту для производства,  например, стали. Еще не закуплено сырье, не произведены и не реализованы стальные  рулоны  листа,  а  уже следует  уплатить НДС.  В результате завод закупит меньше сырья, объем производства будет ниже.  Помимо инвестиционным процессам, существующая налоговая система препятствует также лизинговой деятельности,  взимая налоги с еще не произведенной  продукции.  В период предвыборных компаний много было сказано о том, что налоговый режим должен содействовать развитию производства. Остается  надеяться, что новый состав Госдумы устранит имеющиеся недостатки,  и налоговая система России будет выполнять не  только  фискальные функции.

Информация о работе Государственное регулирование развития материального производства