Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:21, курсовая работа
В этой работе, мы постараемся изучить структуру государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие государственной власти . . . . 5
1.2. Признаки государственной власти . . . 6
1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата . . . . . . . . 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Системное единство государственной власти и разделение властей . . . . . . . . 10
2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей . . . . . . 12
2.3. Легальность и легитимность государственной власти 14
ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1. Разделение властей в контексте философии . . 18
3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей . . . . . . 21
3.3. Единство государственной власти и разделение властей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 27
Юридический
смысл разделения властей выражен
в следующем рассуждении
Из
этого рассуждения Монтескье
вытекает, что разделение властей
существует в трёх аспектах или на
трёх уровнях – функциональном,
институциональном и
Функциональное
разделение властей. Ради обеспечения
свободы необходимо установить раздельную
функцию принятия решений о принуждении
(применении силы) и функцию осуществления
государственного принуждения. Законодательная
власть устанавливает правила
Институциональное
разделение властей. Осуществление
функций законодательной, исполнительной
и судебной власти не должно быть соединено
в одном лице или учреждении. Разделение
властей означает отделение инстанций,
обладающих принудительной силой, от инстанций,
принимающих решение о
Персональное
разделение властей. В состав законодательных
органов не входят функционеры исполнительной
власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры
не могут избираться будущие исполнители
законодательных решений. Однако этот,
казалось бы, очевидный принцип
3.2.
Контрольные органы
В
науке существует точка зрения, согласно
которой не все государственные
органы можно отнести к
Также
существует понятие «учредительная
власть», но оно не относится к
характеристике аппарата государственной
власти. Обычно об «учредительной власти»
говорят как о «власти народа»,
выражающейся в принятии конституции
путём референдума. Либо имеется
в виду компетенция особого
Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по государственному управлению» есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент» и т.д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами, а над ними. Здесь может имитироваться разделение властей, притом, что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанции.
Если
специальные контрольные (надзорные)
органы играют самостоятельную роль
в аппарате государства, даже стоят
в одном ряду с парламентом, правительственными
органами и судами общей юрисдикции,
то это ещё не означает особую «контрольную»
ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая
надзор за законностью, вместе с правительственно-
Контрольные
полномочия могут осуществлять и
вспомогательные органы при законодателе,
например счётная палата, омбудсмен
(уполномоченный по правам человека). Разумеется,
такие вспомогательные органы не
образуют самостоятельную ветвь
государственной власти.
3.3.
Единство государственной
Единство
государственной власти связано
с возникновением самого государства.
Оно вызревало как
В
новое время утвердился коллективистский
подход к единству государственной
власти, согласно которому вся власть
принадлежит народу. В марксизме-ленинизме
коллективистская трактовка получила
иной характер: власть должна принадлежать
определенному классу (рабочему классу),
а организационно – системе Советов
снизу доверху. Такая трактовка
единства власти принята сейчас в
сохранившихся странах
Идея
единства государственной власти однозначна.
Она имеет три различных
1)
социальное единство, что проистекает
из единой природы
2)
единство основных целей и
направлений деятельности всех
органов государства, что
3)
организационно-правовое
Возникновение
идеи разделения властей связано
с борьбой молодой буржуазии,
выражавшей политическое (но не всегда
экономические) интересы широких слоёв
населения против абсолютизма. Стремясь
к ограничению королевской
Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.
В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:
Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти явления не представляют собой ветвей государственной власти.
В
некоторых новейших конституциях постсоциалистических
стран уже не даётся такое преувеличенное
значение, как раньше, идее разделения
властей. Такой подход понятен после десятилетий
тоталитаризма, когда существовали слитные
партийно-государственные структуры.
Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому
теперь в отдельных конституциях постсоциалистических
стран тезисы о единстве и разделении
властей объединены в одной формулировке:
государственная власть едина, но осуществляется
на основе разделения её ветвей, их
взаимодействия при использовании системы
сдержек и противовесов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе данного исследования можно
сделать вывод, что на сегодняшний
день государственная власть и её
структура действуют в
На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.