Государственная власть (понятие и функции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Реформа политической системы в Советском Союзе, справедливо подчеркивает В. Амелин, обнаружила несостоятельность многих традиционных представлений о сущности политического, о власти и властных отношениях в обществе. Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.

Содержание

1. Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3-4
2. Государственная власть---------------------------------------------------------------------------------------5-6
2.1 законодательная власть------------------------------------------------------------------------------------6-7
2.2 исполнительная власть--------------------------------------------------------------------------------------7-8
2.3 судебная власть---------------------------------------------------------------------------------------------------8-10
3. Теория происхождения государства------------------------------------------------------------10-12
4. Понятие государство-----------------------------------------------------------------------------------------12-14
5. Типы государства-----------------------------------------------------------------------------------------------14-15
6. Функции государства----------------------------------------------------------------------------------------15-19
7. Формы осуществления функций государства-----------------------------------------19-22
8. Происхождение власти-------------------------------------------------------------------------------------22-26
9. Структура власти------------------------------------------------------------------------------------------------26-29
10. Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------30-31
11. Список литературы-------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

От основных и неосновных функций государства  следует отграничивать функции  органов государства, т.е.реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие- углубляются и видоизменяют свое содержание, третье- возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохи экономической и социально- классовой структурой общества, сущностью государства и его социальными назначениями. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

       Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного  Российского государства обеспечение  народовластия, видят основное  назначение такой функции в  осуществлении государством посредством  представительных и иных органов  власти волеизъявления народа  по руководству обществом14. Или – учет и координацию интересов различных групп населения, отыскание и провидение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями2.

Внутренние  Функции

     Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, признанная коренным образом трансформировать экономической механизм России. Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизационный собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством. Вместе с тем следует признать, что ресурсы страны и возможности государственного регулирования в этом направлении не использовались  с должной Эффективностью. Недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, осуществления просчеты были допущены в проведении приватизации, в банковой системе, что углубило экономический и финансовый кризис.

    Функции государства характеризуется  относительно постоянном. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решатся разные социально – политические задачи. Особенно функция определяется потребностями политического государства данного класса в данную историческую эпоху15.

     Социальная функция. Она проистекает из  предпосылки, что, как записано в статье 7 Конституции, «Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека». Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

        Функция развития культуры, науки и образования. Это функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии.  В отличии от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст.13).

     Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

      Функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции. В настоявшее время возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждения и сокращение правонарушений.

     В условиях выражаемого общественным мнением справедливого недовольства россиян неспособностью властей и, в первую очередь, силовых структур государства защитить их от преступных посягательств, нередки высказывания о несовершенстве нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, о целесообразности введения в этих целях чрезвычайных мер.

6.Формы осуществления функций государства

      На рубеже 60-70 –х. гг. под функцией  понимался «способ поведения,  присущий какому либо объекту  и способствующий сохранению  существование этого объекта  или той системы, в которой  он входит»16. На этом основании Л. И. Каск писал; Функции какого-либо объекта –это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений2. 

Владимиров  утверждал, что сложившиеся соотношение  разработки проблемы, «разнообразие  мнений», в определении функции  государства «прежде всего объясняется тем, что многие авторы, не различают сущность функций и ее явление. Причем во всех случаях сущность любой функции остается единой». По его мнению «на существенном уровне любые функции могут быть отношенными и ничем иным»17. Г. Еллкин стремился определить функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и формальным проявлениям власти. Поэтому, по его мнению «безусловно, ненаучным все попытки дать исчерпывающее представление государственной власти путем простого перечисления функций по их содержанию»2.

В правовой литературе под формами осуществления  функций государства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев  механизма государства, специфические  виды государственной деятельности в отличии от деятельности негосударственных организаций;

во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельности органов государства, посредством которой реализуется его функции.

  Согласно  первому критерию, основными формами  осуществления функций государства  является; 1)законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

  Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

 Согласно  Конституции РФ, правом издавать  федеральные законы наделено  Федеральное Собрание – парламент  России.

  Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах  развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

   Судебная деятельность:

охватывает  реализацию функций государства  путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы  страны.

  Контрольно-надзорная деятельность-это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

  Деление  форм осуществления функций государства  на правовые и организационные  не означает умаления или тем  более отрицания первостепенной  организующей роли права в  общественной жизни.

Правовые  нормы всегда являются организационными. Однако далеко на все организационные  формы – правовые.

 Под  правовыми формами осуществления  функций государства понимается  однородная по своим внешним  признакам (характеру и юридическим  последствиям) деятельность государственных  органов, связанная с изменением  юридических актов. Соответственно  этому в правовым формам реализации  функций государства относятся  правотворческая деятельность и  правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется  на оперативно – исполнительную и правоохранительную.

  Правотворческая  деятельность – это форма осуществления функций государства питьем изменения нормативных актов, издания или санкционировании, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая сословная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательной деятельность.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем изменения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяется оперативно – исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность – представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства.

 Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений , защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Государство, в общем, и современное государство  в частности представляет собой  политическую организацию общества. Политические параметры государства  глубоко раскрывает сущность государства, хотя и далеко не исчерпывается ее. Не менее важно для понимания  сущность государства знание его  иных принципиальных свойств18

7.Происхождение власти

    Власть- это соответствующее характеру  и уровню общественной жизни  средств функционирования всякой  социальной общности, заключающееся  в отношении подчинения воли  отдельных лиц и их объединений  руководящей в данном сообществе  воле.

Власть — центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека”19. Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму.

Во-вторых, отношение по поводу власти, или  властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «государства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения»20.

  Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы»2.

 Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития  политические воззрения в целом  ещё не успели выделиться в  относительно самостоятельную область  человеческого знания и представляли  собой элемент целостного мифологического  мировоззрения. В мифах древних  народов господствует представление  о божественном происхождении  существующих отношений власти  и порядка.  Согласно этим мифам,  космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

    Вместе с тем, в древней мифологии  различно решается и освещается  вопрос о способе и характере  связи божественного начала с  земными отношениями. Например, по  древнекитайскому мифу, власть имеет  божественное происхождение, но  единственной точкой связи с  небесными силами является китайский  император, являясь одновременно  сыном неба и отцом своего  народа.

   В соответствии с религиозно-мифологическими  воззрениями древних египтян  и греков боги, являясь источником  власти правителя, продолжают  оставаться первоначальными правителями  и законодателями, верша земные  дела.

   Божественный характер власти, правила  поведения, законы - всё это по  тогдашним воззрениям соответствовало  божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку  как «теория естественного права».

    Рационализация политических представлений,  наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

   Надо отметить, что любая власть предполагает насилие. Это одна из её “природных” функций. Однако, когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план. Вспомним, что ещё в мае 1905 г. “Третий съезд РСДРП” признал “задачу организовать пролетариат для непосредственной борьбы с самодержавием путём вооружённого восстания”21. Уже несколько позже, выступая, на одном из собраний В.И. Ленин заявил: “Диктатура означает —— примите это раз навсегда к сведению, господа кадеты, —— власть неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон. Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой”.2 Далее он более широко поясняет: “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами,

Информация о работе Государственная власть (понятие и функции)