Государственная власть (понятие и функции)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Реформа политической системы в Советском Союзе, справедливо подчеркивает В. Амелин, обнаружила несостоятельность многих традиционных представлений о сущности политического, о власти и властных отношениях в обществе. Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.

Содержание

1. Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3-4
2. Государственная власть---------------------------------------------------------------------------------------5-6
2.1 законодательная власть------------------------------------------------------------------------------------6-7
2.2 исполнительная власть--------------------------------------------------------------------------------------7-8
2.3 судебная власть---------------------------------------------------------------------------------------------------8-10
3. Теория происхождения государства------------------------------------------------------------10-12
4. Понятие государство-----------------------------------------------------------------------------------------12-14
5. Типы государства-----------------------------------------------------------------------------------------------14-15
6. Функции государства----------------------------------------------------------------------------------------15-19
7. Формы осуществления функций государства-----------------------------------------19-22
8. Происхождение власти-------------------------------------------------------------------------------------22-26
9. Структура власти------------------------------------------------------------------------------------------------26-29
10. Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------30-31
11. Список литературы-------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

   По Конституции РФ судебная  власть является трехзвенной.  Высшими судебными органами являются  Верховный суд РФ, Высший Арбитражный  Суд, Конституционный Суд.

   Верховный суд является высшим  судебным органом по гражданским,  уголовным, административным и  иным делам (ст. 126).

   Высший Арбитражный Суд РФ  является высшим судебным органом  по разрешению экономических  споров (ст. 127).

   Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

   В связи с принятием России  в Совет Европы теперь юрисдикция  Европейского Суда распространяется  и на территорию России. Это  теперь высший судебный орган  для России и ее граждан.

   Принцип разделения  властей в  сегодняшней России признан, конституционно  закреплен и в той или иной  мере применяется в построении  и функционировании государственных  институтов. Создание нормально  функционирующего механизма сдержек  и противовесов — одна из  важных задач России.

   По общему правилу, вытекающему  из разделения властей, законодательная  и исполнительная власти не  должны подменять друг друга  и не должны вторгаться в  осуществление функций, зарезервированных  за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

   Принцип разделения властей в  каждой стране свой. Этот принцип  является неотъемлемой частью  любого демократического государства.  Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

2.Теория происхождения государства

     Государственная власть представляет  собой особую разновидность общественной  власти. Термины «политическая власть»  и «государственная власть», ровно как и стоящие за ними понятия, - синонимы. Политическая власть в собственном мысли этого слова и есть власть государственная8, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

     Государство и все его разнообразные  институты, в частности избирательная  система, по мысли Маркса, есть  политическое бытие гражданского  общества. При этом в статье  «Морализирующая критика и критизирующая мораль» она прямо отождествляет понятие «политическая власть» и «власть государственная»9

   Существует множество происхождения государства:

  1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получили при феодализме. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощениям власти бога на земле.
  2. Патриархальная (Аристотель, Кильмер, Н.К.Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство –наилучшая форма человеческого обещания в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья.
  3. Патримониальная (А.Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на земле..С.47,
  4. Договорная (Б. Спиноза, А.Н.Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права.
  5. Теория насилия (Е.Дюринг, К.Каутский). Они утверждали, что государство возникло в результате насилия, питьем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные креугольные камни государства, - в этих племенах создается государство. Они и только они предшествуют государству»10.
  6. Психологическая(Л. И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.
  7. Марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономической отношений, способ производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.

Государство –это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Её специфика в следующем:

- если  общественная власть первобытного  строя выражала интересы всего  общества, и в ее формировании  принимало участие все взрослое  население, то политическая власть  представляет в первую очередь  корпоративные интересы определенной  части, социальной группы, класса;

- реализация  политической власти осуществляется  особым аппаратом государственных  служащих, которые отделены от  общества и, будучи не заняты  непосредственно в общественном  производстве, профессионально выполняет  управленческие функции, получая  за это денежное вознаграждение;

- выполнение  решений политической власти  обеспечивается специально созданным  карательным аппаратом насилия  (армия, милиция, разведка, тюрьмы  и т. д)

3.Понятие государство

Понятие государство включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного, в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.

«Политическая власть  в собственном смысле слова, - писал К. Маркс и Ф. Энгельс, - это организованное насилие одного класса для подавления другого»11.

   Государство-организация(орудие, машина)непосредственного

политического властвования. Всех другие организации, входящие а политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним. Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков.

  1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
  2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
  4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
  5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально признанными стоять на страже законности и правопорядка.
  6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
  7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые  из них, -это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без прав, а право без государства.

    Итак, еще раз подчеркнем, что  политическая, или государственная,  власть – это такая разновидность  общественной власти, которая или  осуществляется непосредственно  самим государством, или делегировано  или санкционирована им, т.е. проводится  от его имени, по его уполномочию  и при его поддержки. Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличии от организации ее в родовом обществе, Ф.Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть»12

4.Типы государства

    В настоящее время выделяется два основных подхода к типологии государства: Формационный и цивилизационный.

До настоящего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственного возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно – исторического процесса смены общественно – экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный  тип государства. Аналогично понятиям типа государства охватывает общие, наиболее существенные признаки, характерный для всех государств одной и той же социально – экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

  Другим  заслуживающим внимание современным  подходом к типологии государства  является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывает с той ступенью (стадией) научно – технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

5.Функции государства

 Это основные направления Деятельности государства в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функции государства.

  1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизирует его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, группы, национальные и частные интересы членов общества.
  2. в функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейший части надстройки по отношению к своему бизнесу, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
  3. Функции государства возникает и развивается сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчивое сложившиеся основные направления его деятельности. 
  4. В функциях государства различных исторических типов проявляются и объективируются присущее им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.  

     Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другого является: во–первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которое государство воздействует в процессе своей деятельности; во – вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

   В зависимости от того, к какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляется та или иные функции государства. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функции развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относится: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

     Правотворческая функция государства,  а обществе. НА основе издаваемых законом, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И.Конта, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам13.

Среди внутренних и внешних функций  государства различаются функции  основные и не основные.

    Основные функции– это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ними в определенный исторической период. К основным функциям присущ ряд общих черт.

   Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то  и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социального назначение обнаруживают себя неодинаково.

   Во-вторых, в отличии от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия) основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняется, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

  В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней и внешней деятельности.

Информация о работе Государственная власть (понятие и функции)