Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа
Государственная власть – это важнейший атрибут государства, наделенный властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы ее осуществления.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственной власти 5
1.1. Государство и государственная власть. Свойства
государственной власти 5
1.2. Легитимность и легальность государственной власти 8
Глава 2. Осуществления государственной власти 11
2.1. Разделение властей 11
2.2. Методы осуществления государственной власти 12
Глава 3. Формы осуществления государственной власти 17
3.1. Монархия 17
3.2. Республика 21
Заключение 32
Библиография 34
Выделяются следующие типы легитимности государственной власти:
Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы смешиваются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения; по результатом выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.
Во
все времена предметом
Глава
2. Осуществление государственной
власти
2.1.
Разделение властей
Прежде чем говорить о том, как и с помощью каких методов, осуществляется государственная власть необходимо сказать несколько слов о системе разделения властей.
Теория разделения властей состоит в следующем. Вся власть не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребление властью, нарушение прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих, ее распределение по различным органам, с тем чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.
В Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. [1.1. ст. 10]
1.
Законодательная власть. Она необходима
для издания законов, в
2.
Исполнительная власть. Она предназначена
для исполнения законов,
3.
Судебная власть. Она необходима
для осуществления правосудия, для
разрешения возникших в
Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:
2.2.
Методы осуществления
государственной власти
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо.
Применительно
к государственно-
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К
общим, традиционным методам осуществления
государственной власти, несомненно,
относятся убеждение и
Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.
Метод
убеждения стимулирует
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.
Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. [1.2. ст. 43]
Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой системы;
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны;
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;
г) действует через механизм прав и обязанностей;
д) оснащено развитыми процессуальными формами.
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Эти методы могут быть прямого воздействия и косвенного.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
- прямое воздействие на волю;
- приказной характер;
- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
-
поскольку жизнь разнообразна, а
приказы однозначны, их приходится
издавать много, что
- наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;
- стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;
- широкое использование внеэкономического принуждения.
Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
-
руководящее воздействие
-
управленческие акты
-
у подвластных существует
-
юридическими нормами и
-
наличие развитого механизма
правосудия, решения споров, обеспечивающего
защиту законных интересов граждан и их
коллективов, цивилизованные процедуры
разрешения противоречий.
Глава
3. Формы осуществления
государственной власти
3.1.
Монархия
Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляют глава государства, законодательная власть, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов, при наличии третьей власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального образования.
Информация о работе Государственная власть, ее свойства и формы осуществления