Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

В современном обществе, уже давно, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной (гражданской) службой.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе является важным звеном в системе обеспечения функционирования института государственной службы и всего государства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Государственная служба………………………………………...….5
1.1. Государственная служба: сущность и особенности в РФ………………..5
1.2. Цели и функции государственной службы……………………….……..….9
Глава 2. Принципы государственной службы………………………….…..12
2.1. Понятие принципов государственной службы………………………..…..12
2.2. Основные принципы государственной службы…………………..…...….15
Заключение………………………………………………………………….…19
Список литературы……………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Конституционка.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

- создание  организационных структур государственной  власти;

- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

- защита  прав, свобод и законных интересов  граждан, создание условий для  развития человеческой личности;

- cоздание необходимых условий для реализации функций государственных органов [5, 33].

Каждый  вид государственной гражданской  службы выполняет свои установленные  в нормативных правовых актах  задачи.

Под функциями  государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Функции государственной службы – это основные направления деятельности государственной службы по ее кадровому, нормативно-правовому и научному обеспечению.

Содержание  каждой функции определяется целями, которые стоят перед государством и государственным управлением.

Исследователями выделяются следующие функции государственной  гражданской службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

Правоприменительная функция заключается в реальном претворении в жизнь Конституции  РФ, законов и иных нормативных  правовых актов государства.

Правотворческая отвечает за разработку и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ.

Правозащитная функция обеспечивает права и  свободу граждан.

Регулирующая разрабатывает и реализует государственную политику во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.

Организационная функция отвечает за обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их  стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

 

 

 

 

Глава 2. Принципы государственной  службы

 

2.1. Понятие принципов государственной  службы

 

Существуют различные  толкования понятия «принципы государственной службы»:

1) Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

2) Принципы государственной службы  – значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

3) Принципы государственной службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Процесс выявления и обоснования принципов  государственного управления должен отвечать следующим требованиям:

а) отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

б) характеризовать  лишь устойчивые закономерности, отношения  и взаимосвязи в государственном  управлении;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые  присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеющие общий, а не частный характер;

г) отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение  или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления. Они выражены в виде определенного научного положения, закреплённого правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей.

К отличительным  свойствам принципов государственного управления относятся их диалектичность и основанная на ней системность. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принципами, дополняемость ими и зависимость от них [9, 48].

Г.В. Атаманчук более 20 лет назад предложил такую систему принципов государственного управления:

1) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;

2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;

3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий;

4) принципы государственно-управленческой деятельности, раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании собственной жизнеспособности [2, 50].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные  принципы государственной службы

 

В статье 5 закона «Об основах государственной  службы Российской Федерации» сказано:

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) важности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах [2].

Изучение  текста статьи позволяет сделать  вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной  службы:

    • законность;
    • демократизм;
    • профессионализм.

Законность  и демократизм – общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм – это ее специфический принцип.

Анализ  правовых актов, образующих институт государственной  службы, позволяет сделать вывод  о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной  службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности. Они органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы.

Важен принцип  верховенства Конституции РФ и федеральных  законов. Государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство, субъекты Федерации могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина – это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учётом этого, при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной  гражданской службе тоже является конституционным  и означает равный доступ граждан  к государственной гражданской  службе, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских  служащих:

- быть постоянно готовыми к осуществлению должностных полномочий;

- хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

- знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством, должностными полномочиями и инструкциями;

- владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

- иметь общую и профессиональную подготовку;

- знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных  гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственная служба – это не просто работа по найму в государственном органе или в учреждении, а профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими  государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область  принимает собственный закон  о государственной службе. Правовыми  источниками государственной службы являются также правовые нормы различных  отраслей права, содержащиеся в законодательных  и иных нормативных правовых актах.

Принципы  государственной службы представляют собой основные требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые  основания функционирования государственного административного управления. Они  устанавливают основные правила  этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего  функционирования гражданской службы, законодательной, исполнительной, судебной власти и других органов.

Информация о работе Государственная служба