Государственная дума РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы.
Задачи работы: обосновать структуру и определить порядок формирования ГД и ее полномочий, а также рассмотреть взаимоотношения Госдумы с государственными органами.

Содержание

Введение 3 стр
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ4
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ 4
1.2 Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ 6
1.3 Полномочия Государственной Думы РФ 13
2 Взаимоотношения Госдумы с государственными органами15
Заключение19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Контр. работа Государственная дума РФ .docx

— 45.16 Кб (Скачать)

Комитеты и комиссии, как  правило, образуются на основе принципа пропорционального представительства  депутатских объединений. Численный  состав каждого комитета и каждой комиссии определяется палатой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов  палаты. Как правило, в комитетах  создаются подкомитеты по основным направлениям деятельности.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы по представлению фракций и  депутатских групп. Но голосование  может проводиться и по единому  списку. Состав комитета и комиссии утверждается Государственной Думой  большинством голосов депутатов.

Быть членом одного из комитетов (не более!) - обязанность каждого  депутата Государственной Думы, за исключением Председателя, его заместителей и руководителей депутатских  объединений. Заседания комитета и  комиссии проводятся не реже двух раз  в месяц. В заседании комитета с правом совещательного голоса могут  принимать участие депутаты, не входящие в состав данного комитета или  комиссии, а также вправе присутствовать полномочные представители Президента и Правительства России в Государственной  Думе, представители субъектов права  законодательной инициативы, законопроекты  которых рассматриваются на заседании  комитета или комиссии, а также  статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных  органов исполнительной власти. На заседание могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации.

Комитеты могут проводить  совместные заседания, но решения принимают  раздельно. Они вправе привлекать к  своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы  и материалы у руководителей  государственных органов и иных организаций.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 21 декабря  2011 г. №4-6 ГД избраны председатели Комитетов Государственной Думы:

  • Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству — Владимир Плигин (Единая Россия);
  • Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству — Павел Крашенинников (Единая Россия);
  • Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов — Андрей Исаев (Единая Россия);
  • Комитет по бюджету и налогам — Андрей Макаров (Единая Россия);
  • Комитет по финансовому рынку — Наталья Бурыкина (Единая Россия);
  • Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству — Игорь Руденский (Единая Россия);
  • Комитет по вопросам собственности — Сергей Гаврилов (КПРФ);
  • Комитет по промышленности — Сергей Собко (КПРФ);
  • Комитет по земельным отношениям и строительству — Алексей Русских (КПРФ);
  • Комитет по науке и наукоёмким отношениям — Валерий Черешнев (Справедливая Россия);
  • Комитет по энергетике — Иван Грачёв (Справедливая Россия);
  • Комитет по транспорту — Евгений Москвичев (Единая Россия);
  • Комитет по обороне — Владимир Комоедов (КПРФ);
  • Комитет по безопасности и противодействию коррупции — Ирина Яровая (Единая Россия);
  • Комитет по международным делам — Алексей Пушков (Единая Россия);
  • Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками — Леонид Слуцкий (ЛДПР);
  • Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления — Виктор Кидяев (Единая Россия);
  • Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока — Николай Харитонов (КПРФ);
  • Комитет по Регламенту и организации работы Государственной думы — Ильдар Габдрахманов (Единая Россия);
  • Комитет по охране здоровья — Сергей Калашников (ЛДПР);
  • Комитет по образованию — Александр Дегтярёв (Единая Россия);
  • Комитет по вопросам семьи, женщин и детей — Елена Мизулина (Справедливая Россия);
  • Комитет по аграрным вопросам — Николай Панков (Единая Россия);
  • Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии — Владимир Кашин (КПРФ);
  • Комитет по культуре — Станислав Говорухин (Единая Россия);
  • Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций — Алексей Островский (ЛДПР);
  • Комитет по делам национальностей — Гаджимет Сафаралиев (Единая Россия);
  • Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи — Игорь Ананских (ЛДПР);
  • Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству — Галина Хованская (Справедливая Россия).

 

1.3 Полномочия  Государственной Думы РФ

 

Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия ГД и даёт право  выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
  • Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным  законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции  РФ понимаются: законы, принятые Государственной  думой и одобренные Советом Федерации  в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые ГД в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством  которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение  федерального закона. Если же разъяснение  предпринято в форме постановления  ГД, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых  к принятию ФЗ, то оно не может  рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной  из его палат, такое постановление  не является аутентичным официальным  разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной  думе соответствующего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСДУМЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Вкратце попробуем охарактеризовать это взаимодействие.

Нормативное регулирование  взаимодействия обеих палат Федерального Собрания определяется Конституцией и  ФЗ. В основном имеют место три  вида взаимодействия: совместные собрания палат, создание специальных органов  и совместная деятельность палат  в законодательном процессе.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной  Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам  субъектов Российской Федерации. (ст. 104 ч. 1). Законопроекты вносятся в  Государственную Думу (104 ч. 2). Значит, Совет Федерации может вносить  в ГД законопроекты.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и  денонсации международных договоров  РФ, статуса и защиты государственной  границы РФ, войны и мира. (ст. 106 Конституции). Значит неизбежно взаимодействие при рассмотрении этих вопросов. Конституционные  нормы получили развитие в Положениях Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 янв. 2002 г, также перечень норм, реализующих взаимодействие между  палатами содержаться в регламенте ГД. Например, п. к ст. 11 Председатель ГД направляет в Совет Федерации  для рассмотрения одобренные ГД проекты  законов Российской Федерации о  поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы или п.2 ст. 113 и многие др. При разногласиях палаты создают согласительные комиссии, что играет немаловажную роль в слаженности их работы. Практикуются совместные заседания палат. Депутаты одной палаты могут присутствовать на заседании другой. Вот, например, в ст. 32 Регламента Совета Федерации указано, что комитет или комиссия верхней палаты, организовывая слушания, может пригласить депутатов нижней палаты (ГД).

ГД взаимодействует также  с Правительством, Президентом и  судами, что также определяется её конституционно-правовым статусом. В  каждой палате закреплены должности  представителей Президента. Они предлагают по поручению Президента кандидатуры  на должности, указанные в Конституции (Председатель Правительства, глава  ЦБ), имеют право согласовывать  проекты законов, предлагаемые к  внесению Федеральному собранию, получать необходимые сведения и экспертные заключения, участвовать в подготовке предложений Президенту и др.

Каждый исполнительный орган  имеет стаст-серктаря, который координирует взаимоотношения палат парламента и органов исполнительной власти в вопросах законотворчества. В некоторых  случаях, они специально приглашаются и не должны отказываться. Члены  Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат  Парламента. Правительство предоставляет  ГД федеральный бюджет и отчет  о его исполнении. В целях обеспечения  взаимодействия палат Федерального собрания (и ГД тоже) было принято  Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 94 (ред. от 28.03.2008) "О Полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации", в этом документа утверждались на должностях полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Они участвуют заседаниях, выступают от имени Правительства, согласовывают проекты документов, направляемые палатами в Федеральное собрание, информируют Правительство о ходе законодательного процесса и т.д.

Общепринятым средством  сдержек и противовесов одной  власти к другой является право распускать орган, либо отстранять от должности  его должностных лиц. Такими правами  наделены и парламент, и Президент. Например, Дума может привлечь Президента к ответственности и лишить должности. Президент Российской Федерации  может быть отрешен от должности  Советом Федерации только на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда Российской Федерации  о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков  преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президент же может  распустить Думу в трех случаях, предусмотренных  ст. 111 и 117. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации  Государственной Думой Президент  Российской Федерации назначает  Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную  Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии  Правительству Российской Федерации  принимается большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. После выражения Государственной  Думой недоверия Правительству  Российской Федерации Президент  Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с  решением Государственной Думы. В  случае если Государственная Дума в  течение трех месяцев повторно выразит  недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. А также при выдвижении Думой обвинения против Президента она может быть распущена Советом Федерации, чтобы не вмешивалась в процедуру отрешения президента от должности.

Таким образом, при взаимодействии Государственной Думы как представительного  и законодательно органа с другими  ветвями власти (исполнительной, судебной), а также с Президентом, обеспечивается во-первых слаженная работа в законотворчестве и исполнению законов, а также  имеет значение в система противовесов и сдержек. Недопустимо, когда власть сосредотачивается в руках одной  власти, это ведет к тирании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционно-правовой статус Государственной Думы– это закрепленное Конституцией РФ и иными источниками  конституционного, парламентского права  положение ГД как представительного  и законодательного органа государственной  власти страны в составе Федерального Собрания (парламента). Этот статус характеризуется  социально-политическим назначение данного  органа государственной власти, его  ролью, задачами и функциями, порядком формирования и полномочиями, внутренней структурой, взаимоотношениями с  иными органами государственной  власти, статусом его членов – депутатов  и др. В данной работе были рассмотрены  лишь некоторые аспекты конституционно-правового  статуса ГД.

Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате - Госдуме - как представительному и законодательному органу власти. Она является палатой  Федерального Собрания, главной функцией которого является осуществление законодательной  власти.

Основной закон, регулирующий деятельность ГД РФ – Конституция  РФ. Возглавляет её Председатель, также  в её состав входят Совет Госдумы, депутатские объединения, комитеты и комиссии. Депутаты обладают статусом неприкосновенности.

Работа в Госдуме представляет собой кропотливое изучение предмета законопроекта, области, в которой  он будет реализовываться, практики его исполнения.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Абрамова А.И. Взаимодействие  палат российского парламента  в современном законодательном  процессе // Журнал российского права.  2008. №7.

2. Большой юридический  словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999.

3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы». Российская газета (31 декабря 2008). Проверено 6 ноября 2010.

Информация о работе Государственная дума РФ