Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:33, контрольная работа
Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы.
Задачи работы: обосновать структуру и определить порядок формирования ГД и ее полномочий, а также рассмотреть взаимоотношения Госдумы с государственными органами.
Введение 3 стр
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ4
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ 4
1.2 Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ 6
1.3 Полномочия Государственной Думы РФ 13
2 Взаимоотношения Госдумы с государственными органами15
Заключение19
Список использованной литературы 20
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
3 стр |
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ |
4 |
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ |
4 |
1.2 Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ |
6 |
1.3 Полномочия Государственной Думы РФ |
13 |
2 Взаимоотношения Госдумы с государственными органами |
15 |
Заключение |
19 |
Список использованной литературы |
20 |
Введение
Функции законодательной
власти в Российской Федерации осуществляет
парламент – избираемый или частично
назначаемый коллегиальный
Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
Объект исследования представляет собой Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Предметом исследования, определяющим тему работы, является конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы.
Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы.
Задачи работы: обосновать структуру и определить порядок формирования ГД и ее полномочий, а также рассмотреть взаимоотношения Госдумы с государственными органами.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Функции законодательной
власти в Российской Федерации осуществляет
парламент – избираемый или частично
назначаемый коллегиальный
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В основном, в федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – верхней и нижней. Такая система принята и в РФ. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью представлять интересы субъектов федерации, разных по населению и занимаемой территории, но имеющих одинаковый конституционно-правовой статус, с другой стороны, стремлением к более устойчивому равновесию сил, когда ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе. Двухпалатность ГД РФ призвана снизить разногласия различных социальных групп населения.
Федеральное Собрание –
парламент Российской Федерации; оно
совместно с Президентом, Правительством,
судами Российской Федерации осуществляет
государственную власть и является
законодательным органом в
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и ГД (нижняя палата).
Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате - ГД - как представительному и законодательному органу власти.
ГД, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный и законодательный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.
Основной закон, регулирующий
деятельность ГД РФ – Конституция
РФ. Итак, государственную власть в
РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
1.2 Структура и
порядок формирования Государст
Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов, избираемых по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу.
Внутренняя организация
данной палаты Федерального Собрания
и порядок ее работы определяются
Регламентом Государственной
Общее руководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы (спикер), его заместители и Совет Думы, состоящий из Председателя и его заместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правом совещательного голоса.
Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной Думы в соответствии со ст. 40 Регламента ГД продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.
Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытого голосования.
Кандидаты, давшие согласие
выдвигаться на эту должность, обязаны
выступить на заседании палаты и
ответить на вопросы депутатов
Если на должность Председателя
Государственной Думы было выдвинуто
более двух кандидатов и никто
из них не набрал требуемого числа
голосов, то проводится второй тур голосования,
когда баллотируются два
Выборы заместителей Председателя
Государственной Думы проводятся по
аналогичной схеме, но Регламент
предусматривает возможность
Председатели Госдумы:
Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.) - Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной Думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР).
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.) - Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной Думы № 7-II ГД), фракция КПРФ.
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.) - Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат.
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной Думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия».
Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной Думы № 3-5 ГД), фракция «Единая Россия».
Государственная дума VI созыва (с 4 декабря 2011 г. – декабрь 2016 г.) – Нарышкин Сергей Евгеньевич (избран с 21 декабря 2011 г. - Постановление Государственной Думы № 4-6 ГД), фракция «Единая Россия».
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя в его отсутствие, а также по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей. В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 7-6 ГД избраны:
В Государственной Думе для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет (ст. 13-15 Регламента ГД), в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители. Кроме этого, в работе Совета с правом совещательного голоса участвуют председатели комитетов. Любой депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения о проекте порядка работы палаты.
Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета.
Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям (ст. 16-18 Регламента ГД). По регламенту все фракции обладают равными правами.
Депутатское объединение, сформированное на основе партийного списка, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и должно быть зарегистрировано независимо от числа ее членов.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Таблица 1 - Список фракций Государственной Думы VI созыва
Фракция |
Число депутатов |
Доля голосов,% |
Фракция Единой России |
238 |
52,88 |
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации |
92 |
20,44 |
Фракция «Справедливая Россия» |
64 |
14,22 |
Фракция ЛДПР |
56 |
12,44 |
В соответствии со ст. 101 Конституции
Государственная Дума из числа депутатов
палаты образует комитеты и комиссии.
Комитеты Государственной Думы в
рамках своей компетенции
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
В соответствии со ст. 20 Регламента
Государственная Дума образует ряд
комитетов. Перечень комитетов указанный
в ст.20 Регламента не исчерпывающий:
в случае необходимости палата может
образовать и другие комитеты. Комитеты
создаются на срок, не превышающий
срока полномочий Государственной
Думы данного созыва. Каждый комитет
имеет положение о своей