Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:12, реферат
Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., однако эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этнически принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам.
1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.
2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).
3. Государственное устройство Древнего Египта.
4. Особенности права Древнего Египта.
Формально свободные люди, не имевшие собственных средств производства, относились к хему несут (царским рабам). Они несли фиксированные повинности, могли быть переданы на определенный срок в храмовые и частные хозяйства, подлежали набору в войско. Как правило, эта категория людей не имела ни семьи, ни средств производства. Орудиями труда и рабочим скотом их снабжало государство, строго учитывая весь произведенный продукт. В Египте все платежи производились натурой, существовал продуктообмен, однако во времена Нового царства, появляется некое подобие всеобщего эквивалента в виде медной спирали, а затем медного кольца (дебен). Со временем вес дебена становится своеобразной единицей стоимости. В VI в. до н.э., после завоевания Египта персидским царем Камбизом, начинается чеканка серебряной монеты.
Рабов, как и иные группы населения, находившихся на положении, напоминающем крепостную зависимость, в Древнем Египте обозначали общим термином «мерет». Рабство существовало уже в период Раннего царства, но длительное время оно сохраняло патриархальные черты. Источниками рабства были война, долги, кобальные условия аренды (от 1/3 до 5/6 доли урожая). Роль рабского труда возрастала в периоды победоносных войн (например, при XVIII династии). Наибольшее количество баку (рабов) сосредоточивали храмовые хозяйства. Рабский труд использовался в строительстве ирригационных сооружений, при возведении пирамид, дворцов и других крупных трудозатратных объектов. О колоссальности рабского труда свидетельствует интересный подсчет Наполеона: на строительство трех пирамид в Гизе было использовано столько блоков, что их могло бы хватить для сооружения стены вокруг Франции высотой в 3 м и толщиной в 30 см.
В эпоху Нового царства периодически производились смотры трудового населения для насильственного назначения на работу в государственных или храмовых имениях, в ремесле и пр. Урожай земледельца подлежал строгому учету и контролю. Так, на одном из дошедших до нас рисунков изображена сцена наказания земледельца, укрывающего от власти ячмень.
1.3. Государственное устройство Древнего Египта
Египетское государство представляло собой образец древневосточной деспотии. Во главе государства стоял монарх, наделенный высшей религиозной, законодательной, исполнительной, судебной и военной властью. Царь первоначально носил титул инсибайа, но в период Нового царства (XVIII династии) возник титул пер-оо (большой дом, греч.— фараон), который до этого времени обозначал царский дворец. Это было связано и с тем, что имя фараона, даже его титул старались не упоминать, дабы не навести на него злые силы, предпочитали иносказания типа «Во дворце сказали», «Во дворце решили» и т.д. Фараон считался сыном бога Солнца Ра, наследником Осириса и земным воплощением божественного Гора. При вступлении на престол фараону присваивалось пять имен, что, по мнению египтян, должно было сохранить владыку от влияния злых духов. Только царю разрешалось курить, а также жениться на сестрах и дочерях, которые являлись главными женами среди других жен и многочисленных наложниц.
Власть фараона была абсолютной, в общественном сознании носила божественный характер. Египтяне были убеждены в том, что каждую весну царь приказывает Нилу разливаться, солнцу — всходить и садиться. При докладе ему менее знатные чиновники лежали на животе, передвигались ползком. Только избранным дозволялось целовать ноги фараона или место, где он восседал. Был детально разработан ритуал поклонения богу-фараону. Однако жизнь фараона была строго регламентирована предписаниями закона, носящими священный характер и не подлежащими корректировке во времени. Это касалось как его официальной деятельности, так и частной жизни. По часам было расписано исполнение государственных и судебных дел, прогулки, даже общение с женой. В пищу фараон по обычаю мог употреблять только телятину и гуся, выпивать определенное количество вина. Фараон обязан был следовать религиозно-моральным нормам справедливости (маат). Строгое соблюдение маат фараоны ставили себе в заслугу. В «Книге мертвых», своеобразном путеводителе в потустороннем мире, содержится одна из заповедей- клятв:
Я не делал людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного. В «Пророчестве Неферти» содержится предостережение правителю, что, если он отступит от священных заповедей справедливости, это может привести к гибели государства, «когда Нил иссыхает, а женщины не рожают».
Безграничность царской власти, с одной стороны, и ее ограничение высшими предписаниями — с другой, позволяет сделать вывод о том, что восточная деспотия воспринималась населением не только как инструмент насилия и подавления, но и как проявление высших сил, гарантирующих порядок и стабильность, а также защиту в загробном мире. По убеждению египтян, от фараона зависели и урожай, и благополучие всего населения, выступление против фараона — преступление против религии. Как полагают некоторые исследователи, массовое участие египтян в строительстве пирамид стимулировалось не только одним насилием и приказом1.
В период XVIII династии, особенно при Аменхотепе III, дворец фараона поражал своим великолепием, обилием золота и драгоценных камней, экзотических животных и растений, дорогих благовоний, бесконечной чередой празднеств. Символом величия власти фараона выступали пирамиды.
Царские функции фиксировались в официальной титулатуре, куда включались отождествление с божеством (Гором или Сетом), с обеими богинями-покравительницами Верхнего и Нижнего Египта, постулировалась его власть над обеими частями Египта, его престольное и личное имя с обязательным указанием на родственную связь с богом Ра. В титулатуру помимо этих обязательных элементов могли входить и другие элементы. Так, фараон Нектанеб (Гор-Хеба) имел тронные имена «Услаждающий сердце Ра», «Избранник Амона», «Утоляющий сердце Ра, «Защитник Египта». При каждом устном упоминании фараона (обязательно в иносказательной форме) следовало молитвенное присловье «Анх уда снеб» (пожелание жизни, здоровья, силы). Как правило, трон занимали мужчины, но случалось, что фараоном становилась и женщина, которая изображалась в шлеме. Среди них, упоминаемая Геродотом Нитокрис, Себек-Нефру-ра, Хатшепсут. Как отмечает Б.А. Тураев, за 3 тыс. лет в Египте правили фараоны 30 династий, всего более 200 полубогов. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, миротворцы, тираны, авантюристы и душевнобольные. Особенный след в истории страны оставили Яхмос I, Шешонк I, Осоркон I, Такелот I, Осоркон II, Шешонк II, Такелот II, Шешонк III, Пимай, Шешонк IV, Неферит I, Тутмос I, Тутмос III, Рамзес II, Рамзес III1.
Одним из основных внешних атрибутов царской власти был венец. Так, властитель объединенного Египта носил двойной, так называемый мощный венец, составленный из белого (верхнеегипетского) и красного (нижнеегипетского) венцов. Царский титул передавался по наследству в пределах определенной династии. Смена династий была достаточно частой и это имело определенное теологическое толкование. Считалось, что божественное начало могло вселиться в любую женщину, которая и произведет на свет будущего монарха — бога-фараона. Примером может служить фараон Амасис, который был, по словам Геродота, человеком самого незнатного происхождения и сомнительной репутации. Благодаря способностям и воле сделал блестящую военную карьеру и в конечном счете захватил власть и стал фараоном. Таким образом, осуществлялась легализация смены династий, которые легитимировались в сознании населения страны как проявление высшей божественной силы.
Главой государственного аппарата (с XXVIII в. до н.э.) был джати, который иногда обозначается арабским термином «визирь». Джати (сначала это был жрец города-резиденции правителя) в период Нового царства сосредоточивал в своих руках управление страной, включая военную сферу, а также исполнял функции верховного судьи, возглавляя судебное ведомство «шесть великих домов», являлся градоначальником столицы. В отдельные периоды (например, при XVIII династии) его функции разделялись между джати Верхнего и Нижнего Египта. От периода XVIII династии сохранились тексты, содержащие полный перечень функций и полномочий джати. Чаще всего эту должность занимал кто-то из сыновей либо иных самых близких родственников фараона.
Наверху государственной вертикали власти находились семеры (егип. — друзья) — лица, приближенные к фараону в силу своего знатного происхождения. Титула семера удостаивались за особые заслуги выходцы из серов (номархи, судьи, телохранители). Высшим в иерархии семеров был титул «единственных семеров (друзей)» — особо доверенных вельмож. Семеры занимали различные управленческие посты, сочетая их с придворными титулами, обозначающими принадлежность к «дому царя».
Вслед за визирем шли главный казначей («заведовал всем, что дает небо, земля и воздух»), носивший титул «начальник над всем, что есть и чего нет»; начальник работ, который наблюдал за оросительной системой; управляющий «домом оружия»; начальник обоих «белых домов», начальник обоих «домов золота», «носитель сандалий фараона» (белые сандалии являлись ритуальной одеждой высших жрецов и фараона), «кравчий царя» и др. В период Нового царства введены новые должности: управители гробниц, птичник, брадобрей, царский писец, садовник.
Армия чиновников (писцов) была колоссальна. Карьера чиновника казалась пределом мечтаний, что особенно отмечалось в «Поучении Хети». Рассуждая о преимуществах чиновничьего сословия, автор поучения с презрением говорит о людях, вынужденных физическим трудом добывать себе пропитание.
Функции верховного суда выполнял «дом тридцати» — судебная коллегия из крупных чиновников, функции казначейства — «белый дом» и «красный дом» (для Верхнего и Нижнего Египта соответственно). В период Нового царства они объединяются. Комплектованием и снабжением войска ведал «дом оружия».
Власть на местах принадлежала номархам, а в периоды усиления центральной власти — начальникам городов и крепостей, назначаемым фараоном. Количество номов не было одинаковым для разных эпох. Так, списки номов периода IV и V династий Древнего царства содержат данные о 37 номах (22 в Верхнем Египте и 15 — в Нижнем). Традиционное подразделение страны на 42 нома (22 — в Верхнем Египте и 20 — в Нижнем, по числу богов, присутствующих на суде Осириса) установилось не ранее середины II тыс. до н.э., в период Нового царства.
1.4. Право Древнего Египта
Источниками права Древнего Египта были правовые обычаи, которые, будучи записанными и санкционированными властью, становились обычным правом; религиозные нормы и предписания; законодательные акты фараонов и номархов. Авторство первых египетских законов приписывается Мину, основателю I династии фараонов.
Мы не располагаем документами писаного древнеегипетского права, хотя некоторые источники («Предписание о служебных обязанностях джати») содержат указания на использование свитков законов как непременных атрибутов служебных приемов и судебных заседаний. О состоянии права Древнего Египта можно судить по косвенным источникам, главным образом по надписям на стенах храмов и гробниц.
Создание первого законодательного свода древняя традиция приписывает богу мудрости Тоту, который якобы вручил жрецам 42 священные книги, содержащие, в частности нормы, которыми следовало руководствоваться при управлении государством. С достоверностью можно утверждать, что сборник правовых норм возник при фараоне XXIV династии Бокхорисе. Так, одной из основных его реформ стало запрещение долгового рабства. Известно, что древние греки и римляне использовали в своей практике некоторые положения этого документа.
В области вещного права наибольшее внимание уделялось землевладению. В условиях, когда земля была основным средством производства и главным государственным ресурсом, право собственности на земельные участки регулировалось особенно тщательно. Существовало несколько типов земельной собственности — государственная, храмовая, общинная и частная.
Для крупных землевладельцев не существовало преград для осуществления сделок любого рода — от продажи земли до передачи ее по наследству. Однако в рамках сельских общин частная собственность на землю развивалась медленно. Движимое имущество, в том числе рабы, могло быть предметом сделок различных типов.
Обязательственному праву известны различные типы договоров и способов их оформления. Так, общераспространенными были договоры купли-продажи, найма, аренды, займа, товарищества. Сначала договоры заключались в устной форме в присутствии свидетелей или представителей местной власти и сопровождалась сложным ритуалом. Позже они приобрели письменную форму.
Одна их реформ Бокхориса затрагивала процедуру заключения договора. При заключении устного договора в качестве достаточного доказательства использовалась клятва. Скорее всего клятвы, носившей священный характер, было достаточно в древнеегипетском обществе, жестко детерминированном религиозными нормами.
Отличительной чертой правовой системы Древнего Египта было почти полное статусное равноправие полов в публичной и частной сферах жизни. Это было обусловлено тем, что возникновение классового общества и государства в Египте произошло в период формирования патриархата, не успевшего обрести законченные формы доминирующего социального порядка. Так, женщины имели право свободно владеть собственностью и отчуждать ее, самостоятельно вступать в договорные отношения, вести дело в суде, составлять завещание. Однако такое положение вещей постепенно изменялось в сторону укрепления патриархального уклада.
Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачно-семейного права. При отсутствии абсолютного доминирования мужа в семье жена имела права на заключение с ним брачного договора. Тем не менее муж мог избить жену, а брат сестру палкой, но за их увечье мужчина нес наказание. Неверность мужа не наказывалась. Жене за неверность полагалась смертная казнь. Основания для развода (сведения о котором относятся только к позднему периоду) были одинаковы для супругов. В Новом царстве кровные браки были запрещены. Исключение составляли только фараоны, которые могли жениться на сестрах и дочерях. Существовало многоженство, фараоны и представители знати имели и гаремы. По преданию Рамзес II прожил 90 лет, правил страной 67 лет, имел свыше 200 детей, пережил 12 сыновей-наследников. Отголоском кровнородственных браков было то, что муж называл жену сестрой, она его —братом. Брак, размер приданого, рождение детей фиксировались в «доме жизни» в присутствии свидетелей.
Право на наследование было возможно как по закону, так и по завещанию. По закону наследство переходило старшему сыну (в отдельные периоды предусматривалось равное наследование для всех детей). При отсутствии прямых нисходящих наследников наследство переходило жене завещателя.