Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:12, реферат
Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., однако эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этнически принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам.
1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.
2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).
3. Государственное устройство Древнего Египта.
4. Особенности права Древнего Египта.
История государства и права зарубежных стран
Занятие первое
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.
2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).
3. Государственное устройство Древнего Египта.
4. Особенности права Древнего Египта.
Тема первая
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1. Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., однако эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этнически принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам. Неолитическая революция привела в V—IV тыс. до н.э. к появлению земледельческих культур, среди которых Меримде, Маади на юге, Бадари и др. — на севере. Египтяне, по мнению египтологов, не были коренным населением, а являлись пришельцами, слившимися с местным населением и положившими начало новой этнической общности.
Процессы социального расслоения привели в середине IV тыс. до н.э. к возникновению 42 протогосударственных образований — номов (от греч. nomys — страна, область), которые по-египетски назывались сепатами. Со временем в период объединения Египта номы превратились в административные округа. Во II половине IV тыс. до н.э. произошло образование двух более крупных ранних государств — Нижнего (Северного) Египта в дельте Нила и Верхнего (Южного) Египта в нильской долине до первого порога.
Следующий этап становления древнеегипетского государства связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло около 3 тыс. до н.э., когда царь Верхнего Египта, происходивший из восьмого (Тинитского) нома, Менес (Нормер), завоевал Верхний Египет, став первым царем I династии в объединенном Египте со столицей в Мемфисе («белая стена»). Период первых двух династий принято именовать Тинитским. Сведения об этом периоде очень скудные. Известно, что царская корона имела символы обоих царств — белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга; в титулатуре фараона подчеркивалось, что он царь Верхнего и Нижнего Египта. Известно, что в тот период существовало большое царское хозяйство с хорошо налаженным управлением. Дошедший от того периода свиток папируса свидетельствует о наличии целой системы государственных должностей. Этот период принято называть Ранним царством (додинастический период).
Легендарная дата слияния номов Верхнего и Нижнего Египта в рамках единого государства является удобной научной гипотезой, позволяющей позиционировать во времени длительный процесс возникновения древнеегипетского государства. От периода IV тыс. до н.э. сохранились списки властителей отдельных областей страны, а также Верхнего и Нижнего Египта, однако имеющиеся данные не позволяют с достаточной долей уверенности судить ни о характере власти этих правителей, ни о возглавляемых ими протогосударствах. Легендарный царь Менес скорее всего не был первым объединителем страны: сохранившиеся памятники (палетка из граувакка царя Нармера (Меринара), изображающая покорение верхнеегипетским царем Нижнего Египта), позволяют сделать вывод об этом.
История египетского государства после условной даты его объединения (династическая эпоха) традиционно подразделяется на периоды, связанные с существованием различных царств и правящих династий. Это деление было предложено древнеегипетским жрецом и историком рубежа IV—III вв. до н.э. Манефоном в его «Истории Египта». Это ставшее классическим деление выглядит следующим образом:
• Раннее царство (Тинитский период) (I и II династии) — 3000-2800 гг. до н.э.;
• Древнее царство (III—VI династии) — 2800—2250 гг. до н.э.;
• первый распад (VII—XI династии) — 2250—2050 гг. до н.э.;
• Среднее царство (XI—XIII династии) — 2050—1700 гг. до н.э.;
• второй распад (XIV—XVII династии) — 1700—1580 гг. до н.э.;
• Новое царство (XVIII—XX династии) — 1580—1070 гг. до н.э.;
• поздний (Ливийско-Саисский и Персидский) период (XXI—XXXI династии) - 1070-332 гг. до н.э.;
• греко-римский период — 332 г. до н.э. — 395 г., в том числе Птолемеевский период (304—30 гг. до н.э.) и Римский (30 г. до н.э. — 395 г.).
Политическая история Древнего Египта может быть представлена как чередование периодов объединения и распада, связанных, по всей вероятности, с рядом внутренних и внешних факторов. С одной стороны, имел место сепаратизм отдельных номархов, который вел к ослаблению центральной власти и распаду государства. С другой — внешняя опасность и социальная нестабильность в обществе приводили к осознанию необходимости единства в рамках сильного государства.
Первый период объединения пришелся на эпохи Раннего и Древнего царств. Наибольшего могущества в то время Египет достиг при представителях IV династии — фараонах Снофру, Хуфу, Хафре, Менкауре, Шебсескафе. За этим последовал первый распад страны на отдельные номы, который привел к ряду негативных последствий: приходила в упадок ирригационная система, требовавшая концентрации усилий для ее поддержания и надежного контроля со стороны центральной власти, периодические неурожаи вызывали голод и недовольство населения.
В середине XXII в. до н.э. произошло воссоздание крупных номовых объединений под властью нижнеегипетских номархов Гераклеополя и верхнеегипетских номархов Фив. Это привело к новому объединению страны под властью XI Фиванской династии в лице Ментухотепа I и положило начало периоду Среднего царства. В тот период наибольшего усиления государство достигло в эпоху XII династии при правлении фараонов Сенусерта III и Аменемхета III. Период Среднего царства примечателен тем, что в его начале установилось относительное благополучие; развивались математика, медицина, письменность. Существенные изменения произошли в религиозной жизни — на смену солнечному культу бога Ра пришел объединенный култ Амона-Ра.
Около 1700 г. до н.э. Египет подвергся вторжению племен гиксосов, что привело к второму распаду страны (XV и XVI гиксосские и XVII египетская династии), который продолжался до нового объединения в 1580 г. до н.э. под властью XVIII династии в лице Яхмоса I. Объединение открыло период Нового царства, апогей политической мощи которого был достигнут при Аменхотепе III. При XIX и XX династиях страна постепенно слабела. Длительные войны, усиление номовой знати и жречества привели к новому распаду Египта в 1070 г. до н.э.
Приход к власти иноземной, XXII ливийской династии (950—730 гг.) был ознаменован началом борьбы за новое объединение, однако завоевание страны царями Куша (XXV эфиопская династия) и Ассирийской державой (671 г. до н.э.) отложили объединение, осуществленное правителем Саиса Псамметихом I, основавшим XXVI саисскую династию (663—525 гг.).
В 525 г. Египет был завоеван персидским царем Камбисом и включен в состав его империи (XXVII персидская династия). После кратковременного восстановления независимости под властью египетских правителей (XXVIII—XXX династии) Египет вторично (343 г. до н.э.) был захвачен Ахеменидами (XXXI персидская династия. В 332 г. до н.э. страна была включена в состав державы Александра Македонского и после его смерти перешла к эллинистической династии Птолемеев (лагидов). В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. В 395 г. н.э. страна вошла в Восточную Римскую империю.
1.2. Общественный строй Древнего Египта
Господствующим классом были рабовладельческая знать и жречество. Три условия определяли социальный статус знатного человека: 1) происхождение (древность рода); 2) размер земельной собственности; 3) занимаемая должность. Последнее условие было решающим, поскольку Египет был страной рабства, и все подданные именовались «мерет» (слуги царя). Теряя должность, человек мог лишиться не только собственности, но и головы.
В конце Древнего царства центральная власть ослабевает, провинциальная аристократия добивается почти полной независимости. Наступает распад.
В период Среднего царства усиливается централизация, растет влияние царской власти при одновременном сохранении привилегий представителей номовой и родовой столичной аристократии, объединенных общим названием «серы» (егип. — именитые, вельможи). Титулы, должности и имения становятся наследственными, имение аристократа («дом отца моего») — неприкосновенным. Высоким было положение номархов, из их среды даже вышли две царских династии — XXIV и XXX. Им воздвигали статуи, для них строили роскошные гробницы, их прах покоился в дорогих саркофагах. Обладавшие значительной властью на местах, в периоды упадка власти фараонов, серы добивались расширения своих прав и полномочий, вплоть до права самостоятельно принимать законы (при X гераклеопольской династии). При усилении центральной власти фараоны стремились ограничить могущество серов, выдвигая на руководящие посты людей из низших сословий (выдвиженцы из немху при Аменхотепе IV (Эхнатоне).
С усилением социального расслоения общества растут частные хозяйства, в общинах также наблюдается расслоение и обособление мелких собственников. Постепенное усиление номов приводит к распрям внутри страны, что делает Египет легкой добычей гиксосов.
В период Нового царства усиливается власть фараона и жречества. Достигает высокого уровня государственный бюрократизм. Позиции аристократии постепенно ослабевают, и она вынуждена считаться с усилением царского деспотизма и ростом влияния жречества.
Огромную роль во всех сферах общественной жизни играли жрецы. Помимо отправления культовых функций, они занимались медициной и воспитанием молодежи, выступали в роли советников власти и прорицателей, обеспечивая себе роль защитников душ людей в царстве мертвых, руководили строительством инженерных сооружений, осуществляли тайные обряды посвящения и т.д. Жреческое звание становится наследственным, назначение на церковные должности в их руках. Однако усиление жречества вступало в противоречие с царской властью, которая, как это было в большинстве стран, стремилась к ограничению влияния религиозных деятелей на государственное управление при безусловном сохранении ее влияния на народные массы.
Влияние жречества не вполне успешно пытался ограничить Аменофис (Аменхотеп IV), царь из XVIII династии, женатый на Нефертити, вошедшей в историю в качестве одного из эталонов женской красоты. Вступив на престол молодым человеком, Аменхотеп IV предпринял религиозную реформу, суть которой заключалась в замене пантеистической традиции монотеизмом. Им было создано учение о едином боге Атоне, изображавшемся в виде солнечного диска с распростертыми для благословения руками. Аменхотеп IV перенес столицу во вновь построенный для этой цели г. Эхетатон («Светлое место Атона»), а себя стал называть Эхнатоном («Угодный Атону»). Однако, увлекшись религиозными преобразованиями, Эхнатон проглядел усиливающуюся позицию хеттов и внутреннее сопротивление своим реформам. Двое его преемников не смогли закрепить реформ, а Тутанхатон («Подобающий жизни Атон») сменил имя на Тутанхамон («Подобающий жизни Амон»), что означало отход от линии его тестя (у Эхнатона не было сыновей). Впоследствии эти фараоны были преданы анафеме как еретики, а реформа Эхнатона полностью заглохла.
Огромное значение играла сельская община. Это было связано прежде всего с трудностями ведения сельского хозяйства, что являлось главной причиной ее живучести. Община была коллективным собственником земли и различного рода угодий, управлялась общим собранием, советом и старейшиной. Особые общинные советы (джаджаты) регистрировали акты продажи, следили за состоянием каналов, рассматривали имущественные тяжбы. Семьи, входящие в общину, наделялись землей.
Общинный сектор в Египте постепенно поглощаетя дворцово-храмовым хозяйством, основанном на рабском труде, а среди общинников (неджес — маленькие) намечается серьезное расслоение. Одни разорялись по мере дробления земли между наследниками, теряли землю, а вместе с тем и свободу, переходили на работу в имения знати и дворцово-храмовые хозяйства. Порой их положение приближалось к положению раба. Другие (сильные неджес) поднимались до уровня среднего достатка, сливаясь по своему социальному статусу с мелким жречеством и чиновничеством, ремесленниками, зажиточными горожанами. Они составляли основу войска. Нередко местная знать использовала их в борьбе за усиление своего влияния в противовес центральной власти, что также способствовало превращению их в представителей господствующего класса.
Категорию людей, связанных с хозяйством фараона, владевших царской землей или ее арендующих на льготных условиях, составляли хентиуше (егип. — находящиеся перед прудом-садом). Высшие хентиуше состояли в штате дворца в качестве поставщиков продовольствия, низшие населяли припирамидные поселения и выполняли функции служителей при умершем фараоне (совершали жертвоприношения и т.д.).
Остальное свободное простонародье именовалось немху (егип. — сироты). Все представители низшего (второстепенного) сословия именовались семдетами (егип. — профессия) и делились по профессиональному признаку (земледельцы, ремесленники, охотники, пастухи). В Египте существовало своеобразное кастовое деление (жрецы, воины, пастухи коров, свинопасы, мелкие торговцы, толмачи, кормчие). Хотя кастовость и не имела такого значения, как в Индии, где это был системообразующий фактор, но была заметно ощутимой. Так, свинопасы не могли вступать в брак с представителями других профессий, хотя в целом браки между представителями так называемых второстепенных сословий, а также между представителями разных каст, включая рабов, не были запрещены. Особое положение свинопасов объясняется тем, что свинья считалась нечистым животным, хотя свинина употреблялась в пищу. Особое положение было у касты воинов. Ее представители — каласирии (нубийские пехотинцы) и гермотибии (кавалеристы) не могли заниматься никакой иной деятельностью, кроме военной службы. Помимо этого, они служили телохранителями высших представителей власти. За службу они наделялись земельными участками, не облагаемыми налогами, а также получали продукты питания.