Городская реформа 1870г

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

Буржуазно-либеральным реформам Александра II характерны такие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению, не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшем реализовано в соответствующих законах.

Как следствие реформ произошла модернизация и трансформация русского общества, в котором обозначились необратимые перемены, создалось более новое, сложнее организованное общество, что заложило фундамент русской политической культуры новейшего времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Предпосылки реформирования местного самоуправления………………….5

2.Реформа городского управления 1870 года…………………………………...8

2.1Учреждения городского общественно управления………………………8


2.2Выборы в городскую думу……………………………………………….11

2.3Результаты проведения городской реформы в городах

и регионах Российской империи…………………………………………….13
3. Значение городской реформы для политической жизни страны…………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 3 файла

городская реформа 1870.docx

— 35.01 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Предпосылки реформирования местного самоуправления………………….5

2.Реформа городского управления 1870 года…………………………………...8

     2.1Учреждения городского общественно управления………………………8

  • 2.2Выборы в городскую думу……………………………………………….11
  • 2.3Результаты проведения городской реформы в городах
  • и регионах Российской империи…………………………………………….13
  • 3. Значение городской реформы для политической жизни страны…………..16

    Заключение……………………………………………………………………….18

    Список  использованной литературы…………………………………………...19

     

          Введение 

         Российская  империя встретила вторую половину ХIХ века великой мировой державой, чей авторитет был подорван Крымской войной и процветанием крепостнической системы, а также явным отставанием от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. На тот момент Россия была единственным государством в Европе, где все еще существовало рабовладение.  Кроме того,  обострилось освободительное движение в России.

         Особенности российской цивилизации и потребности  времени требовали невиданного  ранее переворота  и модернизации всех сторон российского общества. Одновременно с этим не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения  дворянства. Зарождение капиталистических  отношений в дореформенной России вступило в противоречие с феодально-крепостническим  строем.

         Это было весьма закономерно и император  Александр II стал организатором великих реформ, главной из которых стала отмена крепостного права. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционных взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма [1].

         Отмена  крепостного права создала предпосылки  для индустриальной модернизации России. Государство стало переходить от феодальных производственных отношений  к буржуазным, а общество вступило на путь капитализма. Кроме того, крепостная реформа вызвала необходимость  проведения других, немаловажных буржуазных реформ, а именно: суда, самоуправления, образования и печати, а также  военной реформы. Они преследовали цель приспособить самодержавный строй  России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью  сущность.

         Однако  разработка этих реформ началась в  обстановке революционного обострения 60-х годов 19 века, что существенно  затянуло их подготовку и внедрение  на полтора десятилетия. Полноценно реализовать их удалось только тогда, когда революционное волнение было частично подавленно и самодержавие преодолело политический кризис.

         Буржуазно-либеральным  реформам Александра II характерны такие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению, не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшем реализовано в соответствующих законах.

         Как следствие реформ произошла модернизация и трансформация русского общества, в котором обозначились необратимые  перемены, создалось более новое, сложнее организованное общество, что  заложило фундамент русской политической культуры новейшего времени.

     

          1. Предпосылки реформирования  политической жизни  России 

         После окончания Крымской войны стали  очевидными многие внутренние недостатки российского государственного правления. Возросло народное недовольство, стало  понятно, что так дальше продолжаться не может, наступил период революционности  в России.

         Низшие  слои общества, а проще говоря, крестьянство и рабочие, подстрекаемые прогрессивной  интеллигенцией, стали активнее и  более организованнее подниматься  на борьбу за свои права. Крестьянство боролось за полное уничтожение крепостничества, за свое законное право на волю и  землю.

         Крымская  война «обманула» крестьян. Многие из них восприняли призыв правительства  вступить в ополчение как шанс после окончания войны получить долгожданную волю за службу. В некоторых  губерниях крестьяне сбегали  от своих помещиков в города, в  надежде вступить в ополчение.

         Движение  за освобождение значительно усилилось  к 60-м годам XIX века, и хотя оно было стихийным и раздробленным, все же становилось очевидным что «верхи» управлять «низами» по-старому больше не могут. Не смотря на то, что большинство помещиков было против освобождения крестьян, для них это означало конец господства дворянства, все же наиболее дальновидные представители этого класса осознавали необходимость реформ. Освобождение крестьян, по их мнению, должно было состояться таким образом, чтобы наименее пострадали сами помещики, а крепостной за себя должен был выплатить значительный выкуп. Так что после освобождения, крестьяне все равно оставались в полной зависимости от помещика. Безусловно, подобное освобождение вызвало недовольство даже среди консерваторов. История и экономическое развитие требовали однозначной отмены крепостного права.

         Отмена  крепостного права вызвала цепную реакцию реформирования. Административная деятельность давно требовала реформы  управления, законности и порядка. Не смотря на то, что государственный  строй не изменился, и верховная  власть все также оставалась абсолютной, правительство все-таки было вынуждено  пойти на административные реформы. Раскрепощение повлекло за собой  проведение целого ряда иных реформ социального, экономического, а главное политического  характера, для того чтобы приспособить органы управления к новым историческим условиям, к капиталистическому развитию [2].

         Так как, царизм даже мысли не допускал о каком-либо малом ограничении  своей верховной власти и введении конституции в России, он был вынужден «либеральничать» с дворянством  и буржуазией, то есть пойти на некую  уступку в делах местного управления. Данная уступка была продиктована крайне мало организованным состоянием местного управления, полной не способностью бюрократии старой закалки вникнуть в новые  очень сложные задачи, которые  поставила реформа 1861 года.

         И так, в 1864 году были созданы земства  – выборные органы власти в пределах одной губернии. Эти органы не имели  политической власти, а занимались исключительно вопросами хозяйства  и культуры. В их ведении было строительство дорог, здравоохранением, образование и тому подобное. По закону земства были выборными органами, куда входили все слои общества: дворянство, буржуазия, крестьяне. Однако господствующее положение в них  все-таки занимали помещики. Таким образом, правительство частично вознаградило дворян за потерю ими феодального  владения [3].

         Следующей в цепочке была реформа суда. До этого суды были сословными, то есть каждое сословие имело свой собственный  суд, и не гласными, заседания проводились  при закрытых дверях и подсудимые не имели защитников. Такой суд  был полностью зависим от администрации. Злоупотребления в суде существенно  подрывали авторитет верховной  власти. В обществе росло недовольство к суду, что и привело к судебной реформе в 1864 году. Суд был отделен  от администрации, стал единым для  всех сословий, гласным. Был введен состязательный процесс: обвинение  против защиты.

         Досадное  поражение в Крымской войне показало, что армия тоже требует реформ. Отмена крепостного права создала  условия для формирования более  многочисленной армии. Новая военная  техника, передовые стратегии и  тактики ведения боя, рост численности  армий других государств и не простая  международная обстановка принудила  царское правительство пересмотреть свое отношение к комплектованию армии. Было отменено рекрутство на 25 лет, которое очень «старило»  армию. А вместо него в 1874 году была введена  всеобщая военная повинность для  мужчин, достигших 21 года. И все же, наряду с переменами в армии многое осталось прежним: офицерский состав остался  дворянским, муштра и бесправие солдат [4].

         В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управления, стало очевидным сразу  же после ликвидации крепостного  права [2].

         Проведенные преобразования имели прогрессивный  характер. Они начали закладывать  основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени  приблизилась к передовой для  того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни  страны и превращении России в  буржуазную монархию.  

     

          2. Реформа  городского  управления 

         Весной 1862 года началась работа по разработке проекта городской реформы. В  губернских и уездных городах  создались 509 комиссий, основной задачей  которых было составление предложений  по реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссий высказалось в пользу того, чтобы  избирательные права были доступны всем слоям городского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» не устраивал правительство, что  существенно затягивало процесс  рассмотрения проекта городового положения.

         Министерство  внутренних дел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранных комиссиями, и на ее основании  в 1864 году выработало «Городовое положение». В марте 1866 года этот проект был вынесен  на обсуждение Государственного совета, где благополучно пролежал «без движения»  еще 2 года. Подготовка городской реформы  проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когда затягивать и откладывать проведение реформы  стало более не возможным, решено было таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердил измененный проект «Городового положения», которое стало законом [5]. Это стало началом второй значимой реформы местного самоуправления. 

         2.1 Учреждения городского  общественно управления 

         Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в статье 2 «Городового положения» [5]. А именно было определено, что к предметам  городского управления принадлежат:

    • дела по внешнему благоустройству города;
    • заведование устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, садов, парков, водопроводов, каналов, сточных труб, прудов, мостов и так далее;
    • дела касательные благосостояния городского населения;
    • меры по обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров;
    • предостережение против пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими убытков;
    • попечительство об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, биржи и кредитных учреждений;
    • попечительство об благотворительных заведениях и больницах, и заведование ими на основаниях, указанных для земских учреждений.

         Согласно  статье 15 «Городового положения» под  учреждениями городского самоуправления подразумевалось:

    • городское избирательное собрание;
    • городская дума;
    • городская управа.

         Городское избирательное собрание было малофункциональным. Единственной его задачей было, согласно статье 16, собрание для избрания гласных  в городскую думу один раз в 4 года.

         Городская дума избиралась раз на 4 года, и стать  ее членом мог каждый, кто имел право  голоса, исключение было указано в  статье 35, согласно которой число  «нехристиан» не должно было превышать  третью часть от общего числа гласных. Возглавлял городскую думу городской  голова, который избирался тоже на 4 года из числа гласных и не мог  быть еврейской национальности.

         Основными функциями городской думы являлись:

    • назначение выборных должностей и дела общественного устройства;
    • назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определения его размеров;
    • установление, увеличение и уменьшение некоторых видов городских налогов и сборов: с движимого имущества, с документов на право торговли и промышленности, с трактиров, постоялых дворов и продуктовых лавок, с извоза, с частных лошадей и экипажей, с квартир и жилых помещений, с животных (в частности с собак), с аукционов;
    • сложение недоимок по городским сборам;
    • отчисления на содержание мостовых, тротуаров, чистки улиц за счет средств города и переложение натуральных повинностей в денежные.

         Расходы на содержание и функционирование думы включали в себя расходы на управление, на общественные здание и помещения, на городские займы, на учебные и  благотворительные заведения, на содержание воинских частей, полиции, тюрем. Данные расходы контролировал губернатор, все также назначаемые самодержавием.

         Заседания городской думы назначались в 3-х  случаях: по желанию городского головы, по желанию губернатора или же по требованию не менее пятой части  гласных. Порядок вынесения предложения  на всеобщее обсуждение с целью принятия его во многом схож с процессом  вынесения предложения в нынешних местных городских советах. Точно  так же как и сейчас, в то время  гласный, который намеревался вынести  на заседание городской думы предложение, должен был сообщить городскому голове о сути оного предложения за 3 дня. В случае нарушения данной процедуры, обсуждения по предложению могли  состояться, но решение по нему откладывалось  до следующего заседания.

    докладсь.docx

    — 91.15 Кб (Открыть, Скачать)

    Титульник ИОГП.doc

    — 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

    Информация о работе Городская реформа 1870г