Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ развития и дальнейшие тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России
Основные задачи работы:
* Изучить понятие и виды форм государственного устройства
* Рассмотреть федерацию как форму государственного устройства
* Исследовать становление и развитие федеративного устройства в России
* Проанализировать принципы и особенности федеративного устройства России
* Выявить тенденции развития и проблемы функционирования российского федерализма

Работа содержит 1 файл

бут курсовой.rtf

— 471.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, изменение конституционных положений, касающихся вопросов федеративного устройства страны. Инициаторы проводимой в России федеративной реформы пытаются ее осуществить путем принятия новых законов либо изменяя существующие. При этом они оставляют неизменными конституционные положения, регулирующие федеративное устройство страны. А именно там содержатся нормы, противоречащие друг другу, вызывающие неоднозначное понимание правоприменителя и, как следствие, негативные результаты. Установленную Конституцией Российской Федерации федеративную модель современные ученые называют незавершенной, нуждающейся в совершенствовании, освобождении от заложенной в самой форме государственного устройства нестабильности и своего рода конфликтности. Поэтому правовое реформирование необходимо начинать с Конституции России, в которой должны содержаться четкие правовые нормы, не допускающие их двусмысленного толкования (даже Конституционным Судом Российской Федерации). Прежде всего, закрепить симметричность Российской Федерации: равный конституционно-правовой статус субъектов.

     Во-вторых, совершенствование федерального законодательства в сфере регулирования федеративных отношений по следующим направлениям.

     1. В федеральном законе закрепить перечень полномочий Федерации в сфере совместного ведения, исходя из закрепленного Конституцией Российской Федерации кооперативного принципа разграничения предметов ведения. По объему полномочий субъекты Российской Федерации ближе к автономиям унитарных государств. Поэтому России необходимо расширить полномочия субъектов Федерации, усовершенствовать порядок разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. А.Н. Кокотов справедливо отмечает: при существующих в России условиях сфера совместного ведения за рамками названного перечня, по сути, превратилась в придаток исключительных федеральных полномочий, а субъекты в рамках такой политики потеряли право комплексного правового регулирования.49 Внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с целью приведения в соответствие его содержания названию. Четко определить содержание понятия «общие принципы», которое не позволило бы в дальнейшем его свободного толкования.

     3. Установить формы ответственности федеральных органов государственной власти за нарушение прав субъектов Российской Федерации. Урегулировать организационно-правовые формы разрешения конфликтов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, вопросы, связанные с гарантиями обеспечения авторитета федеральной власти и федерального права.

     4. Необходимо законодательно ограничить процесс укрупнения субъектов Российской Федерации путем их объединения. Следует разрешить слияние только сложносоставным субъектам, таким образом можно устранить сложную двухуровневую систему субъектного состава Российской Федерации, которая усложняет государственное управление внутри таких субъектов. К объединению иных субъектов следует подходить индивидуально, исходя из экономической и политической целесообразности. При отсутствии ограничений для объединения субъектов Федерации могут возникнуть крупные, сильные  регионы, что приведет к асимметрии Федерации, а в перспективе к распаду государства путем суверенизации крупных субъектов.

     В настоящее время Россия не обладает всеми признаками федеративного государства, следовательно, является формальной федерацией. Для исправления такой ситуации требуется проведение комплексной реформы в сфере федеративных отношений, свое видение которой автор изложил в настоящей статье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На основании проведенного нами исследования сы можем сделать следующие выводы.

     Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;

     Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

     - территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;

     - в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

     - субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

     - основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

     - обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

     - на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.

     Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.

     Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

     Наиболее важные принципы России как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

     Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

     Так, можно выделить следующие особенности современного российского федерализма:

  • Россия -- самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств;
  • Сочетание территориальных  и национальных начал из чего следует так называемая матрешечная структура (субъект внутри субъекта). Например, в Камчатскую область входит Корякский Автономный Округ. Основа такой системы заложена после октябрьской революции; на территории появилось множество образований, отличающихся друг от друга.
  • Неравенство субъектов Федерации;
  • Тенденции к авторитаризму;
  • Тенденции к унитарному государству, которые заключаются в урезании полномочий субъектов Федерации, централизации власти;

     Однако, остается не вполне ясным, какое будущее ждет российское государство: федеративное или унитарное, так как в государственном строительстве вполне отчетливо наблюдаются как одни, так и другие тенденции. И не следует забывать о том, что история творится народами. Народ является движущей силой революций и эволюций. Без него не возможно ни построить, ни развить, ни укрепить, ни сохранить, ни одно государственное образование. Поэтому будущее России будет во многом определяться тем, сможет ли наш народ пробудиться для нового витка общественного и культурного развития, эволюции межэтнических отношений. И на самом деле выбор наиболее уместной, эффективной модели государственного и политического устройства определит время и эволюция общественного сознания.  
 

     Список использованной литературы

  1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М.: Право, 2006. - 92с.
  2. Авакьян С.А. Федерализм в России: опыт и практика //Право и политика. - 2006. - №9, - С. 45-47
  3. Алексеев Н.Н. Советский федерализм //Политология ХХ века: Хрестоматия. Саранск. - 2004. - №4. - С. 51-58
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Приор, - 2004. - 174с.
  5. Бахлов И. В. Современное федеративное государство. - СПб.: Град Петров, 2004. - 210с.
  6. Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М.: Гардарика, - 2003. - 119с.
  7. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, - 2007. - 808 с.
  8. Власов В.И. Теория государства и права. - Ростов-н/Д.: Лист, - 2002, -240с.
  9. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Аспект-Пресс, - 2006. - 198с.
  10. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №2. - С.75-77
  11. Добрынин Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. - 2006. - №8. - С.24-26
  12. Доленко Д.В. Особенности российского федерализма //Российская провинция: история, культура, наука. - 2008. - №7. - С.43-44
  13. Иванов В.Н. Российский федерализм: становление и развитие. - М.: Спутник+, - 2006. - 280 с.
  14. Кетов Ю. Исторический опыт развития федерализма в России // Юридический мир. - 2005. - №12. - С.15-19
  15. Кистринова О.В. Перспективы развития федерализма в России // Право и политика. - 2007. - №6. - С.20-24
  16. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. - М.: Право. - 2001. - 125 с.
  17. Козлова Н.Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII-XIX вв. - М.: Армада, - 2008. - 184с.
  18. Коркмасова К.Д. Конституционные основы Российского Федерализма и общенациональная идея России. - Ростов-на-Дону.: ИУБиП, - 2002. - 245с
  19. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. - М.: Кодекс. - 2002. - 320с.
  20. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М.: Лист, - 2003. - 235с.
  21. Новоселова-Чурсина Е.С. Принципы федерализма в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №3. - С.58-61
  22. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. - М.: Приор, 2003. - 350с.
  23. Римский В.Л. Новый этап развития Российского федерализма // Власть. - 2000. - № 10. - С.18-28
  24. Строев Е.С. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул //Федерализм - 2006. - № 3. - С. 37-42
  25. Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Лингва, - 2002. - 298с.
  26. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: РОССПЭН. - 2008. - 145с.
  27. Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. - 2004. - №8. - С.64-65
  28. Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. - М.: Юрьев, - 2002. - 421с.

Информация о работе Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России