Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ развития и дальнейшие тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России
Основные задачи работы:
* Изучить понятие и виды форм государственного устройства
* Рассмотреть федерацию как форму государственного устройства
* Исследовать становление и развитие федеративного устройства в России
* Проанализировать принципы и особенности федеративного устройства России
* Выявить тенденции развития и проблемы функционирования российского федерализма

Работа содержит 1 файл

бут курсовой.rtf

— 471.00 Кб (Скачать)

Введение

     Тема данной курсовой работы- «Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России».

     Данная тема, а тем более проблема становления и развития федерализма в России, на наш взгляд  является одной из наиболее актуальных для отечественной политической науки и практики. Прежде всего, это обусловлено особенностями современного этапа развития российского общества: переходом от тоталитаризма и административно-командной системы к обществу более демократическому.

     В процессе написания данной курсовой работы была проведена работа с произведениями ведущих исследователей в области конституционного права, государственного и местного самоуправления управления, теории государства и права, а также работы посвященные проблеме российского федерализма. Были использованы монографии, аналитические работы, учебные пособия, словари-справочники и периодические издания. В равной степени использовались труды как зарубежных, так и отечественных авторов.

     Понятие, и виды форм государственного устройства, а в частности федерацию как форму государственного устройства рассматривают такие авторы как: Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации», Вебер М. «Избранные произведения», Власов В.И. «Теория государства и права», Глигич-Золотарева М.В. «Правовые основы федерализма», Остром В. «Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество», Токвиль А. «Демократия в Америке», Чиркин В.Е. «Модели современного федерализма: сравнительный анализ ».1

     Специфика формирования, функционирования, принципы и тенденции развития российского федерализма анализируется такими авторами как: Авакьян С.А. «Федерализм в России: опыт и практика», Глигич-Золотарева М.В. «О судьбах федерализма в России», Добрынин Н.М. «Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм», Кистринова О.В. «Перспективы развития федерализма в России», Медведев Н.П. «Национальная политика России. От унитаризма к федерализму»,2

     Целью данной курсовой работы является анализ развития и дальнейшие тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России

     Основные задачи работы:

  • Изучить понятие и виды форм государственного устройства
  • Рассмотреть федерацию как форму государственного устройства
  • Исследовать становление и развитие федеративного устройства в России
  • Проанализировать принципы и особенности федеративного устройства России
  • Выявить тенденции развития и проблемы функционирования российского федерализма

     Объектом исследования является федерация как форма государственного устройства

     Предметом исследования является развитие федеративной формы государственного устройства в России

     Структура данной курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Основная часть: «Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России» которая в свою очередь состоит из двух глав. Глава 1. «Формы государственного устройства. Федерализм», состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматривается понятие и виды форм государственного устройства. Во втором параграфе рассматривается федерация как форма государственного устройства. Глава 2. «Специфика формирования и функционирования российского федерализма», в свою очередь состоит из трех параграфов. В первом параграфе исследуется становление и развитие федеративного устройства в России, во втором параграфе, рассматриваются принципы и особенности федеративного устройства России, а в третьем показываются тенденции развития и проблемы функционирования российского федерализма. 
 
 
 
 
 

 

      Глава 1. Формы государственного устройства. Федерализм

           §1. Понятие и виды форм государственного устройства

     Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.

     Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство - единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты (решения, постановления).3 Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

     Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков4:

     - единая конституция;

     - единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

  • единое гражданство;
  • единая система права;
  • территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

     Федеративное государство - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач5. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

     Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения. Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра6.

     Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

     В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

     Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

     Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

     Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

     Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

     Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории. Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства7.

     Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.

     §2. Федерация как форма государственного устройства

     Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек8.

     По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки, во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен, например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия9. Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

     Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств

     Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и её субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции.

     Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов10.

     К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов - конституционный надзор.

     Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов власти, общественно необходимые работы и службы11.

Информация о работе Генезис и тенденции развития федеративной формы организации государственной власти в России