Гарантии независимости судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия - исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.

Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

Содержание

Введение 3
Принцип независимости судей 6
Гарантии независимости судей 9
Классификация гарантий независимости судей 16

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Гарантия независимости судей.docx

— 41.99 Кб (Скачать)

     Интересно отметить, что Европейский суд  по правам человека в своих решениях, когда оценивает независимость  судей, не затрагивает вопросов социально-правового  положения судей, придавая основное значение вопросам организационно-правового и кадрового характера. В российских же условиях для обеспечения реальной независимости судей гарантии материально-правового характера, к которым относятся меры социально-правовой защиты, часть из которых распространяется и на период пребывания в отставке, имеют немаловажное значение. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации8. Объем социально-правовой защиты судей определяется стажем работы в должности судьи и установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Классификация гарантий независимости судей.

     Независимость судей обеспечивается гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе судей  в Российской Федерации"). Многие авторы придерживаются теории деления  гарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии (ст. 9-10 Закона РФ о Статусе  судей).

     С учетом такого деления можно предложить следующую классификацию гарантий:

  1. Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.
  2. Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы (ст. 19 Закона о статусе судей).
  3. Правовые (юридические) гарантии:

     - предусмотренная законом процедура  осуществления правосудия (п. I ст. 9 Закона о статусе судей);

     - несменяемость судей (ст. 121 Конституции  РФ);

     - порядок отбора и наделения  судей полномочиями (ст. 13 Закона  о судебной системе, ст.ст. 3-6 Закона  о статусе судей, ст.ст. 80-85 Закона  о судоустройстве);

     - установленный порядок приостановления  и прекращения полномочий судьи  (ст.ст. 13-14 Закона о статусе судей);

     - право судьи на отставку (ст. 15 Закона о статусе судей);

     - неподотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);

     - запрет вышестоящему суду давать  в своих определениях при отмене  решения нижестоящего суда указания  о достоверности или недостоверности  доказательств, о том, какую  норму материального права следует  применять при новом рассмотрении  дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ);

     - неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о  статусе судей, ст. 87 Закона о  судоустройстве, ст. 5 Закона о судебной  системе);

     - неограниченность срока полномочий  судьи (кроме случаев назначения  впервые судей районных судов,  судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком  на 3 года) (ст. 11 Закона о статусе  судей);

     - установление системы мер государственной  защиты жизни, здоровья и имущества  судей всех судов общей юрисдикции  и их близких (Федеральный закон  «О государственной защите судей,  должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов»);

     - система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

     Судья, члены его семьи и их имущество  находятся под особой защитой  государства. Органы внутренних дел  обязаны принимать необходимые  меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности  принадлежащего им имущества.

     Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как  в случаях и в порядке, предусмотренных  процессуальным законом. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

     Независимость судей гарантируется неприкосновенностью  личности судьи .9Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

     Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности. Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям. Многие факторы, способные ставить судью в зависимое от них положение, не могут быть парализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, одним только принципом несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды.

     Актуальность  такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или  почетное звание. Федеральным законом  от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень  доктора юридических наук или  почетное звание «Заслуженный юрист  Российской Федерации», получают одинаковую доплату - 10 % от должностного оклада. Такой  подход к оценке профессионализма судей  продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересов правосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», как свидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составу судейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следует подчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляет их перечень, но и определяет содержание. 

      

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Принципы, как пишет М.К. Треушников, есть основания системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупности процессуальных законов.

     Независимость судей является важнейшим конституционным  принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции). В гражданском судопроизводстве она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

     Независимость судей - это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры процессуального, организационно-правового, социально-правового характера, направленные на обеспечение независимости судей  как носителей государственной  судебной власти при осуществлении  правосудия, являются объективно необходимыми обществу.

     Гарантии  процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура  осуществления правосудия, предусматривающая  полную свободу и самостоятельность  судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия. Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

     Социально-правовые гарантии независимости судьи - это  установленный законом особый порядок  обеспечения жизнедеятельности  гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи  как в период осуществления им судейских полномочий, так и при  уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни  и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства  материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1.   Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 января 1997г. - №1. - Ст. 1.
  3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ от 0 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (21 июня 1995г.) №91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 23999.11.2009) // Российская газета. 11.11.2009.
  4. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российская газета. 31.03.2010).
  5. Закон РСФСР от 08 июля 1981 «О судоустройстве РСФСР» (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ // Российская газета. 13.05.2009).
  6. Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск. 2007.

Информация о работе Гарантии независимости судей